Художественное своеобразие рассказов В. М. Шукшина
Без сомнения, В. М. Шукшин является мастером в жанре короткого рассказа. Этого писателя можно считать продолжателем традиций классической русской литературы. Основной целью человеческой жизни Шукшин считал желание помочь окружающим. Особенностью творчества писателя по праву можно считать стремление раскрыть сущность своих персонажей в самые сложные моменты их жизни. В образах, создаваемых Шукшиным, воплощены, на мой взгляд, идеалы простого русского человека.
Любое произведение, по мнению писателя, должно «рождать в душе его радостное чувство устремления вослед жизни или с жизнью вместе». Яркой особенностью творчества Шукшина является, на мой взгляд, динамичность, быстрая смена картин, которая способствуют большему пониманию сложившейся ситуации. Героями его рассказов являются обычные люди, живущие так, как велит им внутренний мир.
Вспомним одно из лучших произведений Шукшина — «Дядя Ермолай». В нем рассказчик вспоминает свое детство, когда он и его друг Мишка должны были стеречь зерно во время страды. Но поскольку «гроза разыгралась вовсю», то ребята заблудились и решили заночевать в первой же скирде. На следующий день дядя Ермолай начал укорять мальчишек за то, что их не было ночью на месте. Но ребята защищались и никак не хотели признаваться, что не были «на точке».
Интересно отношение старика к Ваське и Гришке: «Обормоты, — говорил он на ходу. — Не были же, не были — и в глаза врут стоят. Чтобы вам околеть, не доживая веку!…» Получается, что Дядя Ермолай может многое понять и простить, но только не обман. Этот рассказ интересен также и в композиционном плане. Начинается произведение со слов: «Вспоминаю из детства один случай».
Таким образом, без особого вступления автор вводит читателей в мир своего детства. Основную часть составляет сам сюжет повествования. В конце же автор подводит итоги, делает выводы уже с высоты своих лет: «Ермолай Григорьевич, дядя Ермолай. И его тоже поминаю — стою над могилой, думаю. И дума моя о нем — простая: вечный был труженик, добрый, честный человек».
Но не всегда Шукшин сам подводит итоги. Чаще всего читатель сам должен понять и осознать, о чем говорит автор и что он считает самым главным в той или иной ситуации. Для раскрытия характеров своих героев Василий Шукшин, кроме всего прочего, прибегает к юмору и к комическим моментам.
Так, в рассказе «Билетик на второй сеанс» повествуется о кладовщике перевалочной товарной базы Тимофее Худякове. Этот герой считает, что судьба его не сложилась: «Было время, гордился, что жить умеет, теперь тосковал и злился». Сторож Ермолай по-своему понимал, «отчего душа болит» у Тимофея: «Совесть тебя, дьявола, заела: хапал всю жизнь, воровал…
И не попался ни разу, паразит!» Также комичным является тот момент, когда пьяный Худяков принимает своего тестя за Николая Угодника и начинает жаловаться на свою жизнь, жену, которая «вся в папашу своего: «Хайло разинет и давай — только и знает». Такие высказывания в свой адрес тесть не смог долго выносить. Интересно, как сам Тимофей выбрался из этой «сложной ситуации»: «Все секреты свои рассказал тебе. Тьфу!
Ну, ничего — знай. Вот ведь как обознался! Это ж надо так вклепаться?» Таким образом, отношение читателей к героям Шукшина формируется во многом благодаря комическим ситуациям, которые и раскрывают образы в полной мере.
Кроме того, они показывают персонажей такими, какими они являются в реальности. Очень часто в произведениях В. Шукшина веселые нотки переплетаются с грустью и какой-то всепоглощающей тоской. Так, в рассказе «Думы» главный герой, слушая чуть ли не каждую ночь звуки гармони на улице, вспоминает свои молодые годы, где было много памятного. Самые разные мысли одолевают героя: вспоминает он о смерти брата, о своей жене, думает о будущем.
Надо сказать, что Шукшину свойственно обращение к форме раздумий в своих произведениях, ибо именно размышления раскрывают внутренний мир человека. В языковом плане рассказы писателя очень ярки и многогранны. Автор легко воссоздает речь героев, которая является очень живой и образной.
Художественное своеобразие рассказов В. М. Шукшина