Художественное своеобразие русского романтизма
Романтизм русский и общеевропейский был движением мощным, охватившим все сферы духовной жизни общества. Широкая постановка проблемы романтизма требует обобщения накопленного колоссального опыта не только литературы, но и искусства в целом. Основная сложность, с которой сталкивается историк литературы, заключается в бесконечном многообразии разнохарактерных явлений, подведение которых под ту или иную типологическую общность становится возможным только при сглаживании различий, индивидуальных черт. Здесь должен быть проявлен максимум осторожности, иначе будет утеряно самое важное, существенное.
Прежде всего нужно исходить из признания множественности романтизма, который, как известно, не был однороден даже в рамках одной национальной литературы. Задача исследования заключается в установлении разновидностей внутри движения и направления как с точки зрения генеалогического родства, общности, идущей по линии сходства социального бытия, исторических предпосылок, эстетических представлений эпохи, так и по типологическим признакам, характеру поэтического миросозерцания.
Нет сомнения, что при типологическом аспекте наиболее плодотворным явилось бы комплексное рассмотрение романтизма во всех видах искусства как единого эстетического явления, с едиными законами развития. Литература не изолирована от воздействия общеисторической и эстетической атмосферы эпохи. В ее движении много аналогичного, родственного с тем, что происходит в других областях искусства. Эта взаимозависимость ощутима в период расцвета мощного движения романтизма, охватившего все сферы художественного творчества. Комплексное рассмотрение открывает важные перспективы в осмыслении общих закономерностей, но на этом пути еще мпого преград. «Идея сравнения различных искусств, — пишет Ян Мукаржовский, — давно уже высказана в теоретических трудах Лессинга. Однако, несмотря на давность своего существования, сравнительная наука об искусстве до сих пор не вышла из подготовительного периода».
Сознавая всю заманчивость комплексного изучения романтизма, в то же время нельзя не считаться с реальным состоянием теории и истории искусства. При этом предметом исследования должно стать творчество романтиков, а не их высказывания, декларации, теоретические построения, которые могут служить лишь дополнительным источником. Романтизм нужно изучать, если можно так выразиться, изнутри, опираясь на природу мировоззрения и творчества наиболее ярких представителей романтического направления.
Романтизм требует широкой постановки вопроса о его значении в тесном взаимодействии его с этапами развития художественной мысли и общественного сознания. Романтическое движение отражало эстетические искания переходной эпохи конца XVIII-начала XIX века. Однако значение романтизма не только в том, что он расчистил арену литературы, «заваленную сором и дрязгом псевдоклассических предрассудков», «далеко разметал их деревянные барьеры», уничтожил их догматические представления о границах прекрасного и всем этим «предуготовил возможность самобытной литературы».39 Романтизм принес раскрепощение человеческого духа, освобождение творческой мысли от обветшалых и окостеневших представлений. Романтизм был открытием дотоле неведомого поэтического мира; явился мощным движением, целой революцией в интеллектуальном развитии человечества. Она началась в Германии и вскоре охватила всю Западную Европу, и в первую очередь Францию Корнеля и Расина, родину литературы классицизма.
В основе романтизма как эстетической категории, отражающей определенные тенденции в историческом развитии художественной мысли человечества, лежит, как было отмечено Белинским, «вечная потребность духовной природы человека».40 «В груди и сердце человека, — писал Белинский в 1843 году, — заключается таинственный источник романтизма; чувство, любовь есть проявление или действие романтизма, и потому почти всякий человек — романтик. Исключение остается только или за эгоистами, которые, кроме себя, никого любить не могут, или за людьми, в которых священное зерно симпатии и антипатии задавлено и заглушено или нравственною неразвитостью, или материальными нуждами бедной и грубой жизни. Вот самое первое, естественное понятие о романтизме».
Таковы психологические предпосылки романтизма. Что же касается определения его в плане познавательном, то характерным и преобладающим элементом его является субъективное, личное начало. Существуют два типа поэтического миросозерцания, два способа художественного познания. «Поэзия двумя, так сказать, способами объемлет и воспроизводит явления жизни, — говорит Белинский. — Эти способы противоположны один другому, хотя ведут к одной цели. Поэт или пересоздает жизнь по собственному идеалу, зависящему от образа его воззрения на вещи, от его отношений к миру, к веку и народу, в котором он живет, или воспроизводит ее во всей ее наготе и истине, оставаясь верен всем подробностям, краскам и оттенкам ее действительности. Поэтому поэзию можно разделить на два, так сказать, отдела — на идеальную и реальную».
Легко заметить, что это деление страдает известной односторонностью. Получается так, как будто представители реального направления лишены права иметь свою точку зрения, свой взгляд на мир, что вызвано, очевидно, желанием возможно рельефнее разграничить два противоположных направления в развитии художественного мышления с целью подчеркнуть преобладание в идеальном направлении личного, субъективного момента.
С личным, субъективным началом тесно связан лиризм. Не следует при этом бояться слова «субъективность». Белинский различал два ее типа:
А) «опоэтизированный эгоизм, вечно роющийся в пустоте своего скучного существования» (в таком субъективизме Белинский видел «смерть поэзии), и б) «благороднейшая субъективность», «всеобъемлющая, гуманная субъективность» истинного поэта, покоряющего толпу «неведомою силою» звуков
На развитии реального и идеального направления зиждется и два типа поэтического миросозерцания: реалистическое и романтическое. В первом случае автор стремится к максимальной объективности, возможно более объективно-правдивому воспроизведению внешнего мира. Творческое сознание автора сосредоточено именно на осуществлении этой задачи. Это, конечно, вовсе не означает, что совершенно исключается при этом действие субъективного фактора. Субъективное восприятие лежит в основе всякого познания. Оно еще в большей степени лежит в основе художественного творчества. Здесь же речь идет о преобладающем, доминирующем значении. На почве этого объективного отношения порождаются эпические жанры и реалистическое искусство. Главная задача автора в этом случае показать, раскрыть все то, что лежит вне субъекта, открыть те или иные существенные стороны жизни, оставаясь на позициях художественного осмысления, исследования действительности в самых различных ее аспектах. Эти тенденции находят выражение в области формы преимущественно в широких полотнах монументальных жанров прозы, прежде всего романа.
Другим типом поэтического миросозерцания является романтизм с преобладанием лиризма, субъективно-личного начала. Поэт-романтик озабочен прежде всего задачей раскрытия своего внутреннего мира. В этом случае предметы, явления объективного мира, лежащие вне субъекта, личности автора, занимают, волнуют его, приобретают значение и ценность лишь в той степени, в какой они отвечают этой задаче. Позиции романтизма особенно сильны в лирических жанрах поэзии, живописи, музыки.
Такова основа специфики ромаптизма в аспекте философско-эстетическом, типологическом.
Художественное своеобразие русского романтизма