• Главная
  • Рубрики
  • Все сочинения
Экзаменационные сочинения > Готовые сочинения > Художественное своеобразие русского романтизма

 

Художественное своеобразие русского романтизма

Романтизм русский и общеевропейский был движением мощным, охватившим все сферы духовной жизни общества. Широкая постановка проблемы романтизма требует обобщения накопленного колоссального опыта не только литературы, но и искусства в целом. Основная сложность, с которой сталкивается историк литературы, заключается в бесконечном многообразии разнохарактерных явлений, подведение которых под ту или иную типологическую общность становится возможным только при сглаживании различий, индивидуальных черт. Здесь должен быть проявлен максимум осторожности, иначе будет утеряно самое важное, существенное.

Прежде всего нужно исходить из признания множественности романтизма, который, как известно, не был однороден даже в рамках одной национальной литературы. Задача исследования заключается в установлении разновидностей внутри движения и направления как с точки зрения генеалогического родства, общности, идущей по линии сходства социального бытия, исторических предпосылок, эстетических представлений эпохи, так и по типологическим признакам, характеру поэтического миросозерцания.

Нет сомнения, что при типологическом аспекте наиболее плодотворным явилось бы комплексное рассмотрение романтизма во всех видах искусства как единого эстетического явления, с едиными законами развития. Литература не изолирована от воздействия общеисторической и эстетической атмосферы эпохи. В ее движении много аналогичного, родственного с тем, что происходит в других областях искусства. Эта взаимозависимость ощутима в период расцвета мощного движения романтизма, охватившего все сферы художественного творчества. Комплексное рассмотрение открывает важные перспективы в осмыслении общих закономерностей, но на этом пути еще мпого преград. «Идея сравнения различных искусств, — пишет Ян Мукаржовский, — давно уже высказана в теоретических трудах Лессинга. Однако, несмотря на давность своего существования, сравнительная наука об искусстве до сих пор не вышла из подготовительного периода».

Сознавая всю заманчивость комплексного изучения романтизма, в то же время нельзя не считаться с реальным состоянием теории и истории искусства. При этом предметом исследования должно стать творчество романтиков, а не их высказывания, декларации, теоретические построения, которые могут служить лишь дополнительным источником. Романтизм нужно изучать, если можно так выразиться, изнутри, опираясь на природу мировоззрения и творчества наиболее ярких представителей романтического направления.

Романтизм требует широкой постановки вопроса о его значении в тесном взаимодействии его с этапами развития художественной мысли и общественного сознания. Романтическое движение отражало эстетические искания переходной эпохи конца XVIII-начала XIX века. Однако значение романтизма не только в том, что он расчистил арену литературы, «заваленную сором и дрязгом псевдоклассических предрассудков», «далеко разметал их деревянные барьеры», уничтожил их догматические представления о границах прекрасного и всем этим «предуготовил возможность самобытной литературы».39 Романтизм принес раскрепощение человеческого духа, освобождение творческой мысли от обветшалых и окостеневших представлений. Романтизм был открытием дотоле неведомого поэтического мира; явился мощным движением, целой революцией в интеллектуальном развитии человечества. Она началась в Германии и вскоре охватила всю Западную Европу, и в первую очередь Францию Корнеля и Расина, родину литературы классицизма.

В основе романтизма как эстетической категории, отражающей определенные тенденции в историческом развитии художественной мысли человечества, лежит, как было отмечено Белинским, «вечная потребность духовной природы человека».40 «В груди и сердце человека, — писал Белинский в 1843 году, — заключается таинственный источник романтизма; чувство, любовь есть проявление или действие романтизма, и потому почти всякий человек — романтик. Исключение остается только или за эгоистами, которые, кроме себя, никого любить не могут, или за людьми, в которых священное зерно симпатии и антипатии задавлено и заглушено или нравственною неразвитостью, или материальными нуждами бедной и грубой жизни. Вот самое первое, естественное понятие о романтизме».

Таковы психологические предпосылки романтизма. Что же касается определения его в плане познавательном, то характерным и преобладающим элементом его является субъективное, личное начало. Существуют два типа поэтического миросозерцания, два способа художественного познания. «Поэзия двумя, так сказать, способами объемлет и воспроизводит явления жизни, — говорит Белинский. — Эти способы противоположны один другому, хотя ведут к одной цели. Поэт или пересоздает жизнь по собственному идеалу, зависящему от образа его воззрения на вещи, от его отношений к миру, к веку и народу, в котором он живет, или воспроизводит ее во всей ее наготе и истине, оставаясь верен всем подробностям, краскам и оттенкам ее действительности. Поэтому поэзию можно разделить на два, так сказать, отдела — на идеальную и реальную».

Легко заметить, что это деление страдает известной односторонностью. Получается так, как будто представители реального направления лишены права иметь свою точку зрения, свой взгляд на мир, что вызвано, очевидно, желанием возможно рельефнее разграничить два противоположных направления в развитии художественного мышления с целью подчеркнуть преобладание в идеальном направлении личного, субъективного момента.

С личным, субъективным началом тесно связан лиризм. Не следует при этом бояться слова «субъективность». Белинский различал два ее типа:

А) «опоэтизированный эгоизм, вечно роющийся в пустоте своего скучного существования» (в таком субъективизме Белинский видел «смерть поэзии), и б) «благороднейшая субъективность», «всеобъемлющая, гуманная субъективность» истинного поэта, покоряющего толпу «неведомою силою» звуков

На развитии реального и идеального направления зиждется и два типа поэтического миросозерцания: реалистическое и романтическое. В первом случае автор стремится к максимальной объективности, возможно более объективно-правдивому воспроизведению внешнего мира. Творческое сознание автора сосредоточено именно на осуществлении этой задачи. Это, конечно, вовсе не означает, что совершенно исключается при этом действие субъективного фактора. Субъективное восприятие лежит в основе всякого познания. Оно еще в большей степени лежит в основе художественного творчества. Здесь же речь идет о преобладающем, доминирующем значении. На почве этого объективного отношения порождаются эпические жанры и реалистическое искусство. Главная задача автора в этом случае показать, раскрыть все то, что лежит вне субъекта, открыть те или иные существенные стороны жизни, оставаясь на позициях художественного осмысления, исследования действительности в самых различных ее аспектах. Эти тенденции находят выражение в области формы преимущественно в широких полотнах монументальных жанров прозы, прежде всего романа.

Другим типом поэтического миросозерцания является романтизм с преобладанием лиризма, субъективно-личного начала. Поэт-романтик озабочен прежде всего задачей раскрытия своего внутреннего мира. В этом случае предметы, явления объективного мира, лежащие вне субъекта, личности автора, занимают, волнуют его, приобретают значение и ценность лишь в той степени, в какой они отвечают этой задаче. Позиции романтизма особенно сильны в лирических жанрах поэзии, живописи, музыки.

Такова основа специфики ромаптизма в аспекте философско-эстетическом, типологическом.



Художественное своеобразие русского романтизма

Другие сочинения по теме:

  1. Типология русского романтизма. Психологический роман Жуковского Романтизм утверждает культ природы, чувств и естественного человека. Именно в эпоху романтизма оформляются феномены туризма, альпинизма и пикника, призванные восстановить...
  2. Билеты. Вариант 1. 15. Художественное своеобразие драматургии Лессинга Художественное своеобразие драматургии Лессинга. 19 век опубликована серия его «Литературных писем», где отражались его взгляды на задачи искусства, что такое...
  3. Идейно-художественное своеобразие романа «Дубровский» Принято, считать, что «Дубровский» — это роман (широкая картина отображенной действительности, многоплановость, историчность, сюжетная занимательность подчинена социальной проблематике), хотя по...
  4. Поэтика русского романтизма в контексте поэмы Лермонтова «Мцыри» Исследователи, как правило, не считают нужным отмечать художественное своеобразие лермонтовской поэмы, во многом построенной в резком противоречии с канонами романтической...
  5. Идейно-художественное своеобразие баллад В. А. Жуковского Вопрос двоемирия интересовал человечество с древности. Не существовало ни одной языческой религии, не верящей в загробный мир. Отсюда такое мистическое...
  6. Литература романтизма, от романтизма до реализма Романтизм как литературное направление и как универсальное мировоззрение. Внешним толчком, который привел к возникновению сначала теории романтизма, считается Великая Французская...
  7. Основные мотивы и идейно-художественное своеобразие поэзии М. Ю. Лермонтова Реалистическое и романтическое начала в творчестве писателя. Творчество М. Ю. Лермонтова — послепушкинский этап в развитии русской поэзии. В нем...
  8. Отличие романтизма А. С. Пушкина от романтизма Байрона Пребывание А. С. Пушкина на юге России (Кишинев) было ознаменовано важными переменами в его художественном развитии. Пушкин создал новый жанр...
  9. Художественное своеобразие Виктора Гюго Сочинение биография на тему — Высшее милосердие. Для школьников младшего возраста часто переиздаются две небольшие повести Гюго — «Козетта» и...
  10. Характерная черта эстетики романтизма В истории культуры эпоха рубежа веков (1790-1860-е годы) получила название эпоха романтизма. Американский романтизм возник в результате американской буржуазной революции...
  11. Японская классическая поэзия. Художественное своеобразие жанра танка Цель: познакомить учащихся с новым жанром мировой литературы; формировать ассоциативное и образное мышление, а также навыки восприятия метафорического языка произведений;...
  12. Художественное своеобразие поэмы «Мцыри» Одной из любимейших книг юношества являетеся поэма Лермонтова «Мцыри». Страстная, написанная как бы одним дыханием, она близка молодежи неудержимым порывом...
  13. Художественное своеобразие романа Булгакова «Мастер и Маргарита» Во всех произведениях Булгакова, наряду с реальными событиями, которые могут произойти в обыденной жизни, присутствуют события из мира фантастики, которые...
  14. Развитие русского литературного романтизма до 1825 года (Рылеев) Одним из выдающихся поэтов-декабристов был К. Ф. Рылеев. Он родился в 1795 году в небогатой дворянской семье. Место рождения его...
  15. Художественное своеобразие пьесы «Вишневый сад» Современникам пьесы Чехова казались необычными. Они резко отличались от привычных драматических форм. В них не было казавшихся необходимыми завязки, кульминации...
  16. ИДЕЙНО-ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ РОМАНА Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ» «Преступление и наказание» — это первый в ряду пяти крупных романов Достоевского («Бесы», «Идиот», «Братья Карамазовы», «Подросток»). В нем раскрылся...
  17. Идейно-художественное своеобразие «Слова…» Автор «Слова…» неизвестен. Разыскал произведение известный собиратель древностей и знаток русской словесности Мусин-Пушкин. Вероятнее всего, у Мусина-Пушкина был не оригинал...
  18. Идейно-художественное своеобразие «Маленьких трагедий» «Маленькие трагедии» создавались в Болдине в 1830 году, когда в Москве свирепствовала эпидемия холеры (что нашло фактическое отражение в сюжете...
  19. Сопоставительный анализ эстетики романтизма и классицизма Основной задачей романтизма было изображение внутреннего мира, душевной жизни. Классицисты же обращались к образам и формам античной литературы и искусства...
  20. Реализм — литературно-художественное направление Реализм — литературно-художественное направление, которое окончательно сформировалось приблизительно в середине ХIХ ст. и разработал принципы аналитического осмысления действительности и жизненно...
« Анализ элегии А. С. Пушкина «На холмах Грузии»
Исторические работы Шиллера »



  • Новые сочинения:

    • Урок розвитку усного зв’язного мовлення. 5 клас
    • Сочинение Творческий путь писателя — Александр Иванович Куприн
    • Сочинение на тему Все профессии Важны
    • Обрыв краткое содержание
    • Літературна творчість Лермонтова в період юності
    • О стихотворении Николая Заболоцкого «Журавли»
    • В. Быков «Сотников»
    • Сочинение по повести Куприна «Олеся»
    • А я вам говорю, что нет
    • Сочинение на тему Мой любимый фильм
Обратная связь | Карта сайта


© 2009-2019 | Экзаменационные сочинения