• Главная
  • Рубрики
  • Все сочинения
Экзаменационные сочинения > Новые сочинения > Художественные детские образы Гюго-романтика

 

Художественные детские образы Гюго-романтика

Писатель широкого творческого диапазона и огромного общественного темперамента, страстный гуманист и поборник справедливости, Гюго разоблачал бесчеловечные законы буржуазного государства, клеймил монархическую и клерикальную реакцию. «Трибун и поэт, он гремел над миром подобно урагану, возбуждая к жизни все, что есть прекрасного в душе человека»,- писал о Гюго М. Горький.

Художественное своеобразие Гюго-романтика связано самым непосредственным образом с его отвлеченно этическими представлениями и утопическими социальными идеалами. Понимая исторический прогресс как извечную борьбу доброго и злого начал в мире, писатель верил во всемогущество совести и полагал, что одной силы убеждения будет достаточно, чтобы призвать власть имущих к милосердию. Каждый персонаж, при всей его необычности, предстает как олицетворение одного из двух борющихся начал. Отсюда пристрастие Гюго к ярким тонам и резким, контрастным противопоставлениям.

При этом физическое безобразие часто оказывается только оболочкой, таящей удивительную душевную щедрость и совершенную нравственность , и, наоборот, внешнее благообразие и красота нередко прикрывают холодный эгоизм, низменные животные инстинкты .

Гюго Выдвигает в центр повествования борющуюся титаническую личность. Нормандский рыбак Жильят вступает в единоборство с океаном, утверждая своим героизмом непреоборимую силу разума и созидательного труда ; Гуинплен, сын опального лорда, выросший среди обездоленных людей и изведавший всю глубину человеческих страданий, предъявляет в парламентской речи грозные обвинения английской знати ; Жан Вальжан, посвятивший себя после девятнадцатилетней каторги служению добру и справедливости, бросает вызов буржуазному закону .

Отстаивая Свои философско-этические принципы, Гюго рисовал широкие исторические и социальные полотна и с огромной силой негодования обличал в каждом произведении общественное зло и его подлинных носителей — бездушных аристократов, церковников-изуверов, своекорыстных богачей, жестоких блюстителей «порядка». Во всех случаях писатель решительно противопоставляет человека из народной среды враждебному эксплуататорскому обществу. У сменяющихся поколений подростков пользуются неизменным успехом исторические романы Гюго, дающие живое представление о средневековом Париже, Англии конца XVII-начала XVIII века и Франции эпохи Великой революции. Знакомство с Гюго начинается уже с младшего возраста.

Выходят отдельными книжками «Гаврош» и «Козетта» — отрывки из «Отверженных», превращенные в законченные короткие повести.

Социальную тему романа «Отверженные» определяют, по словам автора, «три основные проблемы нашего века — принижение мужчины вследствие принадлежности его к классу пролетариата, падение женщины вследствие голода, увядание ребенка вследствие мрака невежества». Первую из этих проблем иллюстрирует трагическая судьба Жана Вальжана, вторую — история бедной работницы и третью — жалкая участь сироты Козетты и бесприютного мальчугана Гавроша. Положение ребенка в семье и обществе, эксплуатация детского труда, безнадзорность и бродяжничество подростков — социальный вопрос, занимающий большое место не только в стихах и романах, но и в публицистике великого романтика.

Он справедливо считал, что «по размеру покровительства, которым окружены два слабых существа — женщина и ребенок, можно измерить степень цивилизации вообще». «Каждый человек,- писал Гюго,- рождается добрым, чистым, справедливым и честным. Если он изуродован и ужасен, то потому, что его бросили в такую форму, из которой он вышел преступным и страшным» , Следовательно, формирование человека и его будущие возможности зависят от того, в какие условия он поставлен с детства.

Рассказ о Козетте переносит читателей во французскую провинцию, в мрачную харчевню Тенардье, где словно «муха в услужении у пауков» бьется измученная девочка. Поскольку история Жана Вальжана остается за рамками повествования — он даже не назван по имени,- чудесное спасение ребенка таинственным незнакомцем напоминает волшебную сказку, а сама Козетта походит на Золушку. Резкий переход от мрака к свету, из бездны отчаяния, в которую была ввергнута Козетта, к неожиданному счастью как нельзя лучше характеризует поэтику Гюго и в то же время усиливает сказочный колорит повести, отсутствующий в контексте романа, но в данном случае вполне уместный. Добрый старик, освобождающий маленькую служанку от власти жадного трактирщика и его злой жены, не только восстанавливает попранную справедливость, но и становится как бы ее олицетворением.

Обличительный пафос «Отверженных» чувствуется и в этом небольшом отрывке.

Совершенно иным колоритом проникнута повесть «Гаврош», скомпонованная из последующих эпизодов романа. Здесь нет никакой сказочности, каждая деталь дышит суровой жизненной правдой. Гаврош — один из самых впечатляющих детских образов в мировой литературе — изображен как типичный парижский гамен . «Он постоянно был в движении: бродил, распевая песенки, по улицам, рылся в сточных канавах, воровал понемножку, но легко и весело, как воруют кошки или воробушки, смеялся, когда его называли шалопаем, и сердился, когда его обзывали бродягой.

У него не было ни крова, ни хлеба, некому было пригреть и приласкать его, но он не тужил».

Прослеживая историю Гавроша, Гюго выступает не только как большой художник, но и как социолог, возлагающий ответственность на общество за то, что оно обрекает детей бедняков на бродяжничество и голод. И финал повести логически вполне обоснован. Неунывающий гамен, с детства научившийся ненавидеть сытых и самодовольных буржуа, оказывается среди участников баррикадных боев во время парижского восстания 1832 года.

Сцена героической гибели Гавроша, с задорной песенкой собирающего патроны под пулями гвардейцев, исполнена настоящей революционной патетики.

Образы Козетты и Гавроша зажили своей самостоятельной жизнью независимо от романа «Отверженные», отрывки из которого использовались для детского чтения и в дореволюционной России, между тем как его полный текст упорно запрещался цензурой. Кроме истории Козетты , известна была еще книжка «Праведный старец» — о встрече каторжника Жана Вальжана с епископом Мериэлем. Трогательная история обращения закоренелого преступника на путь христианского милосердия, к тому же еще соответствующим образом препарированная, превращалась в воскресную проповедь.

Что касается истории Гавроша, то она была извлечена из романа в виде связной повести и получила широкое распространение на многих языках народов, Из имеющихся обработок лучшая — Н. Касаткиной [в дополненном варианте]. Все романы Гюго, не исключая «Отверженных», выпущены в сокращенных переводах для детей среднего и старшего возраста. Следует еще упомянуть сборник избранных стихотворений и публицистики Виктора Гюго, изданный под редакцией А. А. Смирнова.



Художественные детские образы Гюго-романтика

Другие сочинения по теме:

  1. Художественное своеобразие Виктора Гюго Сочинение биография на тему — Высшее милосердие. Для школьников младшего возраста часто переиздаются две небольшие повести Гюго — «Козетта» и...
  2. Виктор Гюго биография В мае 1885 года Париж прощался с знаменитым писателем, поэтом и драматургом. На пути траурной процессии от Триумфальной арки до...
  3. Детские образы в произведениях Грина Грин дает своим героям всю полноту переживаний, рисует напряженность всех их душевных сил, ставит их перед читателем в момент решения...
  4. Детские образы в повести «Митькозавры с Юрковки, или Химера лесного озера» Если кому-то захочется вволю насмеяться, то надо обязательно прочитать повесть Ярослава Стельмаха «Митькозавры с Юрковки, или Химера лесного озера». В...
  5. Детские образы в произведениях украинских писателей Сочинение по рассказу В. Винниченко » Федько-Халамидник». Происхождение Федька и Толи. Федько был сыном бедных рабочих, Толя — сын хозяина...
  6. Художественные образы в романе-сказке «Город трех Толстяков» Эта поэма могла подействовать сильнее на воображение читателя, чем та единственная фраза, которую придумал сказочник: «Десять пчел слетелись к пирожным,...
  7. «Хижина дяди Тома»: проблемы, образы, художественные средства Отец писательницы, Лиман Бичер, неоднократно скрывал у себя в доме беглецов-негров. Муж писательницы, Стоу, был преподавателем богословия. «Хижина дяди Тома»...
  8. Художественные образы в творчестве Салтыкова Художественные образы в творчестве Салтыкова МРАК-ХОЛОД-НОЧЬ. Изображая мертвенность самого головлевского существования, Салтыков широко использует архетипические образы мрака, холода, ночи и...
  9. Роман Гюго «Человек, который смеется» Роман Гюго «Человек, который смеется»- это новый залп по дворцам тиранов, новый призыв писателя в защиту отверженных. «Нигде не было...
  10. Художественные образы произведений Диккенса «Оливер Твист» очень отличался от «Записок Пиквикского клуба». Первый роман написан смеющимся Диккенсом, второй — Диккенсом гневным. То, что Диккенс...
  11. Романтическое изображение действительности в романе Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери» В 1831 году Гюго написал выдающееся произведение «Собор Парижской Богоматери». Задачей писателя-патриота было создать величественный эпос, посвященный национальной культуре французского...
  12. Поэзия и драмы раннего творчества Гюго В области поэзии молодой преобразователь в это время одерживает решительные победы. Вышедший в 1829 г. сборник его стихов «Восточные мотивы»...
  13. РОМАН В. ГЮГО «СОБОР ПАРИЖСКОЙ БОГОМАТЕРИ» Виктор Гюго — французский писатель — прожил длинную жизнь, на протяжении которого много и плодотворно работал и оставил огромное творческое...
  14. Образ собора в романе Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери» К ни одной из монументальных сооружений средневековья, наверное, не относятся с таким почетом, как к собору Парижской Богоматери, который прославил...
  15. Диалог о жизни и творчестве Гюго Виктор Гюго всей своей жизнью подтверждает верность собственным убеждением. Именно это принудило его покинуть Францию в 1851 году. В 1859...
  16. Гротескные образы в литературе Гротеск (от итальянского «пещерный») является явлением довольно молодым. Его не знала античность. В начале XIX ст. археологи открыли неподалеку от...
  17. Виктор Гюго и его исторический роман В жизни (1802-1883) и творчестве Гюго нерасторжимо слиты личное и общечеловеческое, острое восприятие своего времени и философско-историческое миросозерцание, внимание к...
  18. Роман Гюго «Труженики моря» «Труженики моря» — роман, пронизанный дыханием океана. Бури, пенистые гребни волн, острые скалы и рифы, полная тревог и опасностей жизнь...
  19. Роман Гюго «Отверженные» На седьмом десятке своей жизни Гюго еще активнее, энергичнее и творит еще с большим вдохновением, чем в дни юности, В...
  20. Первые произведения Гюго на страницах «Литературного консерватора» По окончании коллежа Гюго живет с братьями у матери, поддерживающей его литературные наклонности и помогающей своими советами делать первые шаги...
« Тесты по русскому языку для обучающихся 4-х классов 2014-2015 уч. г
Эдгар Аллан По биография »



  • Новые сочинения:

    • Урок розвитку усного зв’язного мовлення. 5 клас
    • Сочинение Творческий путь писателя — Александр Иванович Куприн
    • Сочинение на тему Все профессии Важны
    • Обрыв краткое содержание
    • Літературна творчість Лермонтова в період юності
    • О стихотворении Николая Заболоцкого «Журавли»
    • В. Быков «Сотников»
    • Сочинение по повести Куприна «Олеся»
    • А я вам говорю, что нет
    • Сочинение на тему Мой любимый фильм
Обратная связь | Карта сайта


© 2009-2019 | Экзаменационные сочинения