• Главная
  • Рубрики
  • Все сочинения
Экзаменационные сочинения > Cкачать сочинение > Художественные особенности японской лирики

 

Художественные особенности японской лирики

То, что не высказал я, Сильнее того, что сказал. Из японского стихотворения Запад и Восток… Не секрет, что эти понятия обычно резко противопоставляют друг другу. В чем же причина? Только ли в географии? И что имел в виду Киплинг, когда говорил, что «… вместе им не сойтись»?

В поисках ответов на эти вопросы попытаемся определить границу между Западом и Востоком. Для одних ею могут быть Уральские горы или какой-то определенный меридиан. Для тех же, кто так или иначе соприкоснулся с самобытной восточной культурой, философией взглядов на мир, ответ может быть иным: «В душе, например…» Интересна в этом смысле японская литература. С русским художественным словом ее сближает, пожалуй, лишь то, что обычно имеет место в художественной культуре вообще: смена стилей, направлений. Специфика же японской литературы состоит в том, что никогда в ходе своей истории одна творческая манера полностью не зачеркивала другую.

Общность определенных эстетических принципов свойственна буквально всем представителям японского художественного творчества. Так, например, известное японское пятистишие (танка) характером своей поэтики, особенностями стихосложения восходит к народной песне.

Поэтическим каноном для многих поколений стала антология японской лирики «Кокинсю» 905 г. («Собрание старых и новых песен»).

Выражаясь традиционно, можно сказать, что центральное место в японской лирике занимают любовь и природа. Распрощавшись с тобой, я побрел одиноко, печально через лес — ко затем, на пригорок взойдя, увидел облака весенние в небе… Что ж, в танка действительно присутствует лирический герой с его любовными переживаниями. Но и его глубокое чувство, и весенние облака являются как бы проявлением чего-то общего на более глубинных уровнях существования. Ведь согласно древним японским верованиям все живое имеет душу. Поэтому природный мир для поэта является таким же определяющим фактором его жизни, как и чувства к любимой: Я в дождливую ночь так соскучился по пионам, что, фонарь прихватив, вышел в сад побродить немного и цветы заодно проведать. Из названных примеров танка можно сделать и еще один вывод, касающийся японского стихотворения: «Японское искусство не терпит торопливости, бездумного скольжения по поверхности…

Прекрасное создание искусства как бы ищет того, кто способен к сотворчеству, и лишь перед ним раскрывается до конца». Автор этой цитаты В. Маркова не случайно употребляет слово «сотворчество». Оно принципиально важно для понимания особенностей японского национального искусства вообще. Русский мастер может из мрамора ваять статую, из глины лепить кувшин. Японский же входит в незримое общение с живым материалом, как бы прислушиваясь к самой природе, И тогда само дерево, например, подсказывает плотнику форму, цвет и объем изготавливаемого предмета.

Особенность восприятия японской лирики во многом определена ее поэтическим строем. Так, танка имеет строгий слоговой объем (54-7+5+7+7 построчно). Причем в первых трех строках заключена главная мысль, в двух последних — вывод. Не менее известный жанр японской поэзии, выделившийся в свое время из танка, — хокку, или хайку. Это стихотворение, состоящее из трех строк, обладает еще большим лаконизмом и выразительностью. Тематика опять-таки касается слияния человека и природы: Ива склонилась и спит; и кажется мне, что соловей на ветке — это ее душа. Дыхание осени, ощущение ее свежести и в то же время легкая грусть присутствуют в хокку об «унылой поре» года: «Осень уже пришла!

» — Шепнул мне на ухо ветер, Подкравшись к подушке моей. Одна из особенностей японского стихотворения — погруженность в быт. На первый взгляд может показаться странным, что три строчки могут вмещать в себя все многообразие жизни, будучи зацикленными на быте. Ответ на этот вопрос дает эстетический принцип дзэн-буддизма, открывший возможность «просветления» в условиях обыденной жизни. Любое событие, явление повседневности заслуживает пристального внимания, поскольку оно может стать толчком к «озарению». Интересно в этом смысле стихотворение известного монаха, врачевателя Мацуо Басе под названием «Кошечка кричит»: Кошечка кричит. Каша ей не по нутру, или влюблена?

Кстати сказать, этот великий мастер хокку за всю свою жизнь не написал на бумаге ни одной строчки (пять сборников его стихов смогли «материализоваться» благодаря его ученикам). Такое поведение поэта как бы подтверждает наиболее крайнюю позицию вышеупомянутой эстетики дзэн-буддизма: чтобы изображать явления максимально подобными природе, лучше их вообще не изображать…

Закономерен и понятен тот факт, что читатель, как правило, знакомился сразу с рядом следовавших друг за другом трехстиший (священное число 10, иногда 8 хокку). Ведь многие подобные сочинения трудно понять вне контекста. Так, цикл «Покидая гостеприимный дом» уже своим названием делает содержание вполне понятным (хотя, конечно, возможны ассоциации): Из сердцевины пиона Медленно выползает пчела… О, с какой неохотой! А вот с чем были связаны чувства Токи Дзэммаро, понять сложнее: Ноги с кровати спустил, но тапочек там не нащупал — и опять завалился спать…

Только ли о тапочках, а также их хозяине-соне идет речь? Может быть, это о нашей инертности?..

Понятно, что японское стихотворение предоставляет читателю возможность самому следовать за собственными же ассоциациями. Но что бы ни говорили об избирательности зрителя, на которую рассчитано японское искусство, некоторые его элементы вполне понятны и созвучны современному европейцу (опять-таки с позиции того же европейца): То ли жить надо, чтобы работать, То ли работать — чтоб жить?

Никак не пойму… Очень многое можно прочесть в танка и хокку, если учесть, что японский лирик как бы берет мир пригоршнями и любуется каждым проявлением жизни, находя в нем многоликость, неповторимость, красоту: Все видели на свете мои глаза — И вернулись к вам, белые хризантемы.



Художественные особенности японской лирики

Другие сочинения по теме:

  1. Сочинение на тему: Что я знаю о японской лирике Запад и Восток, для каждого эти стороны света всегда олицетворяют противоположности. Но почему? Лишь из-за географического расположения? О чем говорил...
  2. Художественные особенности загадок Загадка — это своеобразный диалог: один загадывает, другой отгадывает. Многие загадки в первой части не содержат прямого вопроса: в них...
  3. Художественные особенности современной повести Пути художественной правды, несомненно, пересекаются с тенденциями развития жанров, часто определяя направление процесса жанрообразования. В жанровой динамике последних лет преобладали...
  4. Художественные особенности пословиц и поговорок В пословицах и поговорках используются очень многие художественно-изобразительные средства и приемы фольклора. Существуют две основные формы пословиц: иносказание и прямое...
  5. ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОЭЗИИ ХХ СТОЛЕТИЯ Символизм как художественное течение возник в русской литературе в конце XIX — в начале XX столетия. Основы эстетики символизма начали...
  6. Художественные особенности пьес Чехова Драматургия Чехова формировалась в обстановке общественного безвременья, когда, вместе с наступившей реакцией и крушением революционного народничества, интеллигенция в преобладающей массе...
  7. Художественные особенности драмы «Гроза» 1. Стремление Островского обобщить конкретные факты. На примере событий, происходящих в Калинове, раскрывается картина жизни провинциальной России второй трети девятнадцатого...
  8. Каковы художественные особенности поэзии Б. Л. Пастернака? Лирика Пастернака тоскует по эпосу. Она тоскует по обыденности, по прозаизмам. Пастернак словно ищет возможности в лирике открыться времени. Она...
  9. Художественные особенности поэмы «Божественная комедия» Если бы Данте не написал больше ничего, его имя все равно бы вошло навечно в историю мировой литературы. И все...
  10. Художественные особенности «кавказских» поэм Лермонтова Возвращаясь к поэмам 1830-1833 гг., к их художественным особенностям, мы наблюдаем, как стремление Лермонтова отразить реальные впечатления, полученные им на...
  11. Сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина. Проблематика Художественные особенности Гиперболизация. В классе можно организовать коллективный разбор сказки «Медведь на воеводстве», так как она является переходным мостиком к изучению «Истории...
  12. Художественные особенности барочной поэзии Джона Донна Поэзии барокко присущие трагическая напряженность и трагическое мировосприятие. Расположения духа пессимизма, скепсиса, разочарования усиливаются от осознания того, что человек —...
  13. Основные темы и идейно-художественные особенности Ломоносова Героическая тема является одной из основных тем мировой литературы. Известно то важное место, которое героическая тема заняла в историческом развитии...
  14. Золя «Карьера Ругонов». Новаторство и художественные особенности романа Ход урока I. Организационный момент II. Мотивация учебной деятельности Учитель. Научно-естественный эксперимент Эмиля Золя удался — мы во всех деталях...
  15. «Чайка». Художественные особенности произведения. Значение новаторства драматурга Цель: повторить, систематизировать и обобщить изученное; помочь ученикам выяснить художественные особенности произведения, значение новых театральных идей Чехова; развивать навыки анализа...
  16. Новаторство драматурга Генрика Ибсена, художественные особенности его произведения «Кукольный дом» Цель: повторить и обобщить изученное, помочь ученикам осознать новаторские черты в творчестве драматурга, художественные особенности пьесы; развивать аналитическое, образное мышление,...
  17. Художественные особенности пьесы М. Горького «Егор Булычев и другие». Постановка ее на сцене. Горький М Драматургия М. Горького советской эпохи обобщает его предшествующие искания, проливает на них дополнительный свет. Горький не создал до 1931 года...
  18. Особенности ранней лирики М. Ю. Лермонтова Лермонтов рано начал пробовать свои силы в различных родах и жанрах. Но основанием его художественного мира явилась лирика. Ранняя лирика...
  19. Классик японской городской литературы Ихара Сайкаку Ихара Сайкаку — один из псевдонимов признанного классика японской городской литературы периода позднего средневековья. Достоверных фактов о его жизни не...
  20. Охарактеризуйте классицизм как направление в литературе и искусстве (особенности мировосприятия, художественные открытия и величайшие представители) Классицизм — художественное направление в западноевропейском искусстве и литературе, который стал доминирующим в XVII ст., в эпоху становления абсолютистских государств,...
« Краткое содержание «Повести о Гэндзи» С. Мурасаки
Войовниця. Повість (1866), у скороченні »



  • Новые сочинения:

    • Урок розвитку усного зв’язного мовлення. 5 клас
    • Сочинение Творческий путь писателя — Александр Иванович Куприн
    • Сочинение на тему Все профессии Важны
    • Обрыв краткое содержание
    • Літературна творчість Лермонтова в період юності
    • О стихотворении Николая Заболоцкого «Журавли»
    • В. Быков «Сотников»
    • Сочинение по повести Куприна «Олеся»
    • А я вам говорю, что нет
    • Сочинение на тему Мой любимый фильм
Обратная связь | Карта сайта


© 2009-2019 | Экзаменационные сочинения