Художественные поиски Вольтера или замысел повести «Простак»
Художественные поиски Франсуа Мари Аруе, который прославился за фамилией Вольтера, принадлежат к первому этапу просветительского движения во Франции. Философ, ученый, историк, писатель, для многих он стал символом европейского Просвещения. Политическим идеалом Вольтера стала «просвещенная монархия», он обращался к Богу в поисках первопричин бытия, чем, собственно, и удостоверил принципиальное отличие своей концепции мира от позиции других просветителей (Ламетри, Гельвеция). Вместе с тем выдающийся просветитель был далек от радикализма Ж. Ж. Руссо, который призвал современников к принципиальной перестройке общественного устройства на основе республиканских идей.
Родился Франсуа Мари Аруе 21 ноября 1694 года в Париже — столицы одной из мощнейших среди тогдашних европейских стран феодально-абсолютистских государств. В это время во Франции при власти находился Людовик XIV, который попробовал превратить литературу в слугу своих монархических идей и с помощью ее и католической церкви полностью завладеть душами своих подчиненных. Однако уже в начале XVIII ст. начались неуклонные изменения в общественной жизни — литература постепенно начала освобождаться с когтей королевской власти, а конец властвования короля (1715) был обозначенный полнейшим крахом его экспансионистской политики в Европе, обнищанием французской экономики и распространением в стране недовольства политикой монарха.
Отец будущего просветителя сделал карьеру государственного служащего сначала как успешный нотариус, а со временем как чиновник казначейства. В десять лет Франсуа Мари стал учеником коллегии Людовика Святого — среднего учебного заведения, в котором учили выходцы с многих аристократических семей. Уже тогда Франсуа Мари был одним из наилучших учеников и отличался своей склонностью к наукам и поэтическим талантом.
За эпохи регентства (1715-1723) Вольтер попадается на одиннадцать месяцев к Бастилии (1717-1718) за то, что написал въедливую сатиру на герцога Филиппа Орлеанского, который временно руководил страной через несовершенолетие короля Людовика XV. Именно в тюрьме писатель начинает работу над трагедией «Едип», которая была написана согласно канонам просветительского классицизма и принесла ему славу и признание. После ареста и заключение Вольтер сделал для себя важный вывод: направлять острие сатиры против коронованных лиц не только опасно, а и в значительной мере неуместно.
В 1725 году случилось событие, которое повлияло на дальнейшую судьбу писателя.
Слуги вельможи, где Рогана побили Вольтера палками — их господин разозлился на писателя из-за того, что не был в состоянии победить его в прилюдно обмене остротами. Вольтер не нашел заступничества у влиятельных аристократов и попробовал вызвать Рогана на дуэль, за что снова попал в Бастилию. После двух недель пребывания в тюрьме в мае 1726 года он живет как изгнанник в Англии вдоль трех лет. Там познакомился с работами Локка, Ньютона, Шефтсбери, которые к тому времени были почти неизвестны во Франции.
По возвращении на родину Вольтер находится продолжительное время в замке Сирей у своей близкой знакомой маркизы дю Шатле, которая поддержала мыслителя в трудный период его жизни. Здесь он написал свои известные классицистические трагедии «Магомет» (1742), «Меропа» (1743), комедии «Блудный сын» (1736), «Нанина» (1749), философскую повесть «Задиг» и другие произведения. Но после смерти маркизы Вольтер по приглашению прусского короля Фридриха II отбывает к Германии. Однако, разочарованный политикой своего «доброжелательного товарища», который своими поступками отнюдь не оказывал содействие распространению идеалов Просвещения в стране, писатель отбывает к Швейцарии, где в 1758 году покупает на границе с Францией небольшое имение Ферней, где и прожил последние годы своей жизни.
В истории европейских литератур эпохи Просвещения повесть Вольтера «Простак» (1767) занимает исключительное и, можно даже сказать, в определенном отношении показательное место. Определено это тем, что в этом произведении писатель попробовал обобщить продолжительную полемику своих современников кругом «естественного человека».
Напомним, что понятие «естественный человек» — одно из стержневых в просветительской эстетичной, философской и художественной мысли. Под «естественностью» и «естественным» просветители понимали и верность первозданной природе, которая не испытала разрушительное влияние цивилизации, и важный предмет для изображения в искусстве, и целую систему моральных принципов. Поскольку, природа не знает таких общественных недостатков, как мошенничество, коварство, лицемерие и т. п. Интересную концепцию «естественного человека» выдвинул Ж. Ж. Руссо, который призвал современников возвратить к природе и естественной жизни, считая это единым возможным спасением от ужасного прогресса общественного прогресса, который разрушает человека изнутри. Эталоном «естественного человека» для Руссо были Робинзон Крузо и Адам, которые, живя вне общества, сохранили в себе прирожденную склонность к добру и красоте и руководствовались в своей жизни естественными законами и чувствами.
Руссо думал, что единым хранителем «естественных» традиций есть простой народ, прежде всего крестьянин, жизнь которого цивилизация зацепила как можно меньше. Искренние непосредственные чувства человека, способность не к интеллектуальной, а к эмоциональной рефлексии и переживаниям приобрели коренным образом другого толкования, чем в рационализме. Теперь уже не ум оценивался как возможный критерий истины, а чувство, которые указывают на близость человека к природе. В этом плане руссоизм в своих основных идейных установках отбивал общую тенденцию развития европейских литератур второй половины XVIII ст. на переориентацию художественной мысли с «жизнь ума» на «жизнь сердца».
Вольтер в своем творчестве придерживался кое-что других идейных основ. В историко-культурном аспекте он являлся сторонником той линии художественной мысли, которая была связана с рационализмом и классицизмом.
Правда, этот классицизм был существенно видоизмененный и возобновленный писателем в сравнении с классицизмом XVII ст.: у Вольтера это литературное направление стало рупором просветительских идей. Поэтому позиция Руссо была принципиально неприемлемой для писателя. Не удивительно, что литературоведы видят в этих двух мыслителях «два разных полюса французского Просвещения, две разные натуры, воистину два антиподы» (С. Артамонов). Один при этом старался изменить основы общественного бытия через смех и сатиру, а второй — через чувство и слезы.
Идейные расхождения этих двух больших просветителей приводили иногда к прямым выпадам одного против другого. Руссо, например, в вольтеровской сатирической критике недостатков общества увидел лишь прихоть обеспеченного богатея. Вольтер в ответ назвал Руссо сумасшедшим. И особенно автор «Простака» не мог согласиться с мыслями Руссо, которые были высказаны им в «Соображениях о науках и искусствах» (1750), где он отрицательно высказывался о цивилизации, культуре и отстаивал мысль о необходимости человеку возвратить к «дикому» залогу, в котором она была по — настоящему счастливой. (Кстати, эту книгу Руссо прислал Вольтеру собственноручно), Вольтер на это дал такой ответ: «Ваша книга учит человека ползать рачки, когда я за шестьдесят лет отучился от подобного способа передвижения».
Художественные поиски Вольтера или замысел повести «Простак»