Художественные принципы, выраженные в реалистическом творчестве Пушкина
Крупнейшим явлением русской литературы после 1825 г. оставалось творчество А. С. Пушкина. Характеризуя «ужасные» годы, последовавшие за 1825 г., А. И. Герцен говорил, что «только звонкая и широкая песнь Пушкина раздавалась в долинах рабства и мучений; эта песнь продолжала эпоху прошлую, полнила своими мужественными звуками настоящее и посылала свой голос в далекое будущее». Пушкин был вождем передового идейно-литературного движения. Глубокое конкретно-историческое изучение мировоззрения и творчества Пушкина опровергло измышления вульгарных социологов о «поправении» поэта после 1825 г., о его «примирении» с правительством.
Великий национальный поэт в обстановке политической реакции и общественного упадка стал средоточием всего лучшего и светлого, что было в России того времени, стал выразителем протеста против мертвящего николаевского режима. Это чувствовали и понимали все русские люди. Пушкин открыл перед русской литературой новый путь развития, и сам пошел по этому пути, утверждая принципы и приемы реализма в своих произведениях.
Но не сразу литература пошла вслед за Пушкиным. Художественные принципы, нашедшие выражение в реалистическом творчестве поэта, стали предметом длительной борьбы в эстетике и критике. По существу, это была борьба «за» или «против» Пушкина, борьба за новый художественный метод или против него. Как и прежде, разногласия по вопросам эстетики и критики были связаны с идейными противоречиями, отражавшими новые исторические условия.
В основном литература 30-х годов хранила еще верность романтическим традициям. Сам романтизм в это время становится еще более сложным и дифференцированным. Идейно-художественный антагонизм между его различными течениями обостряется. Именно теперь формируется в русской литературе течение реакционного романтизма (Н. В. Кукольник, В. Г. Бенедиктов, отчасти М. Н. Загоскин). Ему решительно противостоит романтизм революционный (М. Ю. Лермонтов, отчасти А. И. Герцен и Н. П. Огарев). Своеобразное место среди романтических течений занимает романтизм поэтов-декабристов. В русле романтизма протекает творчество Д. В. Веневитинова, Е. А. Баратынского, Ф. И. Тютчева. Если мы назовем, наконец, романтические произведения Н. В. Гоголя или Н. А. Полевого, то картина литературной борьбы внутри романтизма обнаружит всю свою сложность и дифференцированность.
Реализм 30-х годов вступает в сложные взаимоотношения с романтическими течениями этих лет. Прогрессивный романтизм, и в особенности революционно-романтическая поэзия Лермонтова, не противостоит реализму и находит свои пути к искусству жизненной правды. Наоборот, реакционный романтизм Кукольника и Бенедиктова вступает в борьбу с реализмом, становится антиреалистическим течением.
Враждебность пушкинскому реализму обнаруживает не только реакционный романтизм, но и «реализм», точнее — псевдореализм, или реакционный натурализм Ф. В. Булгарина и его подражателей. И с ним Пушкину приходится вступать в борьбу.
В сложной литературной обстановке 30-х_ годов наиболее плодотворным, открывающим перед литературой грандиозные перспективы, самым передовым направлением был пушкинский реализм, утверждение которого в русской литературе и составляет основное содержание этого периода ее истории. Гоголь и Лермонтов, сохраняя те или иные связи с прогрессивным романтизмом, пошли по пушкинскому пути. В. Г. Белинский обосновал необходимость этого пути для русской литературы. Реалистические тенденции обнаруживались и укреплялись в творчестве и некоторых других писателей и поэтов этого времени. К концу 30-х годов реализм как новое литературное направление начал завоевывать сторонников в широких кругах русских литераторов.
Художественные принципы, выраженные в реалистическом творчестве Пушкина