Художественные средства изображения в «Слове о полку Игореве»
Историчность, документальность «Слова…». «Древнерусский читатель не интересовался бы произведением, если бы знал, что сюжет его выдуман, а герои его никогда не существовали» — отмечал Дмитрий Лихачов. Исследователи произведения так к этому времени и не пришли к соглашению, кем был автор «Слова…», но истинно известно, что он описывал то, свидетелем чего был сам. Автор «Слова…» черпал свою лексику непосредственно из разговорного языка, а потому произведение отмечается яркостью, образностью и народностями. Боян не играет на гуслях, а «пускать 10 соколов на стадо лебедей»; Игорь не попал в плен, князья не совершали ссоры, ветер веет, «лелея корабли на синее море». Это и есть использование народнопоэтичных определений-характеристик. В «Слове…» широко используются постоянные эпитеты: «красные девки», «сизым орлом», «зеленая трава», «поля широкая», » по чистому полю», «черный ворон», «горн каменный», «светлое солнце». Кроме этого автор умеет замечать разные свойства и высказывать их оригинальными художественными определениями: «растекся он мыслей по древу», «укрепил ум силой своей», «отточил сердца своего мужеством». Много метафор построенные на сопоставлении с явлениями жизни и быта. Например, битва с половцами ассоциируется с севом и молотьбой.
Символика в «Слове…». За давними русскими верованиями ворон — символ горя, кукушка — символ грустной женщины, лебедь — символ красивой девушки, сокол — символ доброго молодца.
Гиперболы и сравнение в произведении. В произведении часто применяются гиперболы. Довольно вспомнить описание Всеволода в бою, рассказ о Всеславе. Святослав «наступил на землю Половецкую, притоптал горбы и большой овраги, взмутив реки и озера, высушил потоки и болота». По всему «Слову…» случаются сравнения, большинство из которых взяты из природы: » по Русской земле остереглись половцы, будто пардуси (пардуси — гепарды) гнездо»; Святослав выхватил кобяка из половецкого войска — это земля отчич и дидич, за которую предки проливали свою кровь. Русь выросшая и закалилась в борьбе со Степью, где кочевые племена, уничтожая один другого, жили военной добычей. Стараясь сдержать степняков, русские князья отдавали своих дочурок замуж за половецких ханов. Нелегкой была судьба женщин, но беда была и в другом: семейные связи не сдерживали кочевников. Зять мог легко напасть на землю тестя или свояка, пограбить, захватить пленных и сжечь все, что могло сгореть. Автор «Слова…» осуждает тех князей, которые позвали врага на родную землю, воевали между собой, опирались объединению всех патриотичных сил в борьбе со врагом. Настало невеселое время, когда, по словам певца, стал брат против брата, и стали князья на малое говорить «это большое». Через распри княжьи страдала Русь, и автор с невыразимой гордостью упоминает прошлое: поход Святослава — грозного и большого, который, наступая на землю половецкую, » топтал «горбы и большие овраги, замутил реки и озера, высушил потоки и болота, а плохого Кобяка, хана половецкого, захватил в плен». «Немцы и венецыйци, греки и моравы поют славу Святославу», ведь обороняясь, Русь не только защищала свою государственность, свою культуру от степняков, а и выполняла роль щита для Европы на Востоке.
Автор «Слова…» всячески идеализирует Святослава, окружает его ореолом славы, превращает его в чтимого всеми русскими князьями властителя с единой целью — показать, что в Движении есть люди, которые понимают губительность междоусобиц. Патриотичная идея общерусского единства в борьбе против половцев наисильнее проявилась в «золотом слове» Святослава. Князь грустит по поводу поражения Игоря и Всеволода, упрекает их за необдуманный уступок, жалуется на то, что князья не хотят помогать ему в большом деле защиты родной земли. Патриотичный пафос «Слова…» надышал и будет надышать новые поколения еще и еще раз обращаться к гениальной памятке литературы, чтобы черпать в ней новые духовные силы.
Художественные средства изображения в «Слове о полку Игореве»