Художественный анализ 66 сонета Уильяма Шекспира
Шестьдесят шестой сонет Уильяма Шекспира входит в тематическую группу стихотворений, повествующих об испытаниях дружбы и посвященных покровителю английского драматурга — третьему графу Саутгемптону, Генри Ризли; в подгруппу произведений, рассказывающих о нарастающей в душе Поэта меланхолии и отчуждении от мира.
Основная идея шестьдесят шестого сонета — неприятие лирическим героем несовершенства окружающей его действительности, нашедшее свое отражение в номинативном перечислении основных человеческих пороков. Последние настолько нестерпимы для Поэта, что он предпочел бы умереть, но только не жить дальше в окружении того, что разрушает его душу.
Первая строка первого катрена созвучна первой строке «сонетного замка». Произведение открывается мыслью об усталости, а лучше сказать измученности лирического героя: «Tired with all these, for restful death I cry» . В финале, еще раз подробно окинув взглядом все, от чего он хочет уйти, Поэт понимает, что найдя спасение в смерти, он оставит свою любовь одну .
Первоначальное отчаяние и безысходность первой занятой позиции спустя три катрена сменяется на робкую надежду примириться с несовершенством мира, ради одной только любви.
Начиная со второй строки первого катрена и заканчивая последней строкой третьего катрена перед читателем разворачивается характерная картина противостояния Добра и Зла, победу в котором, по мнению лирического героя, одерживает последнее. Каждая строка утверждает свою маленькую модель несовершенства мира и неизменно начинается с союза «and» , придающего ритму сонета дополнительное отчаяние. Поэт не принимает мир, в котором:
Достоинство осуждено на нищую жизнь; Ничтожество погружено в веселье; Чистая вера покинута ради злостного обмана; Честь воздается позорно — за золото; Незамужняя добродетель грубо попрана; Истинное совершенство несправедливо унижено; Сила искалечена хромотой ; Искусство сделалось косноязычным в угоду власти; Глупость с учеными видом контролирует знание; Прямоту называют глупостью; Плененное Добро вынуждено служить торжествующему Злу.
Картина мира предстает в ужасающем свете. Лирический герой видит, что все хорошее — извращено, покинуто, забыто, порабощено, то есть изменено под воздействием Зла. Последнее видится Шекспиру и как Зло бытовое , так и Зло мировое . Жить в таком мире Поэту не просто сложно, а невозможно.
В живых он остается только благодаря Любви, которая сильнее и всех несчастий, и самой смерти.
Художественный анализ 66 сонета Уильяма Шекспира