Художественный анализ стихотворения Шиллера «Песнь о колоколе»
«Песня о колоколе» является одним из лучших произведений Шиллера. Живое описание литья колокола, постоянное обращение мастера-литейщика к своим помощникам-подмастерьям служат рамой, окружающей богатую и величественную картину человеческой жизни. При такой композиции поэмы мастерская, в которой отливается колокол, становится символом всего мира; события частной жизни переплетаются с событиями общественной жизни, а история одной семьи перерастает в символическую историю человеческого общества.
Поэма открывается описанием подготовительных работ для литья колокола. Отдельные моменты работы в литейной соответствуют этапам человеческой жизни: беззаботные дети становятся юношами и девушками, превращаются в мужей и жен, в членов семьи и государства, борются со стихиями природы, своим трудом завоевывают себе право на жизнь и на уважение со стороны общества. Картины самоотверженной работы, описание народного праздника урожая и гимн труду удались поэту лучше всего:
Труд-всех граждан украшенье, Прибыль их наградой ждет. Королю почет в правленье. Нам в трудах своих почет. (перев. Вс. Рождественского.)
Общественный порядок изображенный в «Песне о колоколе», зиждется прежде всего на труде народа. Но порядок этот — бюргерский. Эпизоды «самоосвовождения народа», нарисованные в поэме такими яркими красками, символизируют события французской революции и получают у Шиллера отрицательную характеристику. Общественный идеал поэта выражается здесь в проповеди умеренного, по возможности мирного, прогресса человеческого общества. Шиллер зовет к трудовой жизни, к служению родине, ибо лучший подарок жизни — любовь к отчизне. Он заканчивает свою поэму призывом (звоном) удачно отлитого колокола:
Пусть звучит вольней и шире, Пусть твердит о мире.
Шиллер воспевает труд человека, преобразующего природу. В этом он не одинок. Это — общая тенденция представителей немецкой идеалистической философии и классической литературы. В наиболее завершенной форме она получила свое выражение и развитие в творчестве, Гете двух последних десятилетий его жизни. В ней сказались и сильные и слабые стороны представителей немецкой классической литературы. С одной стороны, они делают шаг вперед от утопии о «царстве эстетической видимости» и обращают свои взоры к реальной жизни, к действительности. В этом заключается прогресс по сравнению с прежними иллюзорными теориями. Но, с другой стороны, эта философия закрепляла их отказ от революционного преобразования тогдашней неприглядной немецкой действительности и на деле примирение с ней.
Художественный анализ стихотворения Шиллера «Песнь о колоколе»