Художник поэтического мироощущения О. Генри
О. Генри — один из популярнейший американских новеллистов начала XX ст. Писатель-юморист и художник поэтического мироощущения, чувствительный и иронический, он был чрезвычайно внимательным к приметам реального бытия Америки своего времени и создал собственный романтический миф о «маленьком американце». О. Генри — талант, который в своих коротких динамических новеллах дарит людям веру в любовь, без чего не может быть жизни, как ее не может быть без кислорода в воздухе. Он является автором свыше двухсот восьмидесяти рассказов, скетчей, юморесок. Американский прозаик О. Генри (настоящее имя Вильям Сидней Портер) родился 11 сентября 1862 года в Гринсборо, штат Северная Каролина. Жизнь Вильяма Портера была безрадостной с самого детства.
В три года он потерял мать, а отец, провинциальный врач, став вдовцом, начал пить и вскоре превратился в никчемного алкоголика. Учился Вильям в частной школе своей тетки Эвелин, а также в средней школе Гринсборо. Там он много читал классиков мировой литературы, что в будущем повлияло на формирование его литературного вкуса. Закончив школу, пятнадцатилетний Вильям Портер с 1878 г. стал учеником аптекаря, а 1881 г. получил официальное удостоверение, которое дало ему право работать фармацевтом.
В марте 1882 г. юноша заболел туберкулезом. За период 1881-1895 годов Вильям Сидней Портер сменил немало профессий: работал аптекарем, клерком по продаже недвижимости, чертежником в управлении штата, бухгалтером и кассиром в банке. Параллельно с работой в банковской конторе он публикует свои первые литературные произведения, которые свидетельствуют о его несомненном таланте писателя-юмориста. В марте 1894 г. Портер начинает издавать юмористический дневник «Роллинг Стоун», на который возлагает большие надежды, однако в связи с финансовыми трудностями газета существовала недолго. Позднее, в 1895-1896 годах, Портер создает ряд очерков, рассказов, фельетонов, которые появляются в техасских периодических изданиях. В марте 1895 г. произошло событие, которое повлияло на его дальнейшую жизнь: Портер вынужден был покинуть банк, так как банковская ревизия выявила растрату значительной суммы денег.
Биографы писателя до сих пор спорят, был ли он на самом деле виновен. С одной стороны, он имел потребность в деньгах для лечения больной жены, с другой — кассир Портер уволился из банка в декабре 1894 года, тогда как растрата была раскрыта только в 1895 году, причем владельцы банка были на руку нечисты. Портера арестовали. После освобождения под залог он убегает в Новый Орлеан, где работает репортером под чужим именем. Оттуда он направляется еще дальше — в Гондурас, страну, которая была приютом всем, кто имел проблемы с американским законом.
Но со временем, вернувшись на похороны жены, был арестован и осужден на 5 лет тюрьмы. Этот период пребывания Портера в Центральной Америке позднее отразится в его новеллах и романе «Короли и капуста». 39 месяцев пребывания в тюрьме — сложнейший и тяжелейший период в жизни писателя. Его спасло знание аптекарского дела: с 25 апреля 1898 г. он — аптекарь в тюрьме Коламбуса. Одной з его обязанностей было дежурство в тюремной больнице по ночам. У него появилось свободное время, и он активно начал писать.
В Коламбусе Портер написал 14 рассказов, из которых было опубликовано три, и он решил стать профессиональным писателем. Именно на протяжении этих лет, которые прошли за решеткой, сформировалось его художественное мировоззрение. Помогли воспоминания Эла Дженнингса, с которым судьба свела его еще в Гондурасе, который по иронии судьбы снова оказался бок о бок с писателем в каторжной тюрьме Коламбуса, штат Огайо. Освободился Портер досрочно (за образцовое поведение и хорошую работу в тюремной аптеке) летом 1901 года.
Тюремные годы Портер никогда не вспоминал. Он отправился в Нью-Йорк, где погрузился в литературу. Период 1902-1903 годов был временем напряженной работы и материальных трудностей, но с конца 1903 г. начинается период популярности О. Генри. В конце 1903 года О. Генри подписал контракт с нью-йоркской газетой «World» на еженедельную сдачу короткого воскресного рассказа — по сто долларов за одно произведение.
Этот гонорар для того времени был довольно большой. Годовой заработок писателя приравнивался к прибылям популярных американских романистов. В 1904 г. он публикует 66 рассказов, на протяжении последующих лет темп работы немного снижается, так как изнурительная работа превышает физические силы О. Генри. В 1904 г. увидел мир роман в новеллах «Короли и капуста». Далее писатель выпускает сборник новелл «Четыре миллиона» (1906), «Сердце Запада» (1907), «Зажженный светильник» (1907), «Голос большого города» (1908), «Дорогой прохиндей» (1908), «Пути судьбы» (1909), «На выбор» (1909), «Деловые люди» (1910), «Коловращение» (1910). Еще три сборника новелл были изданы после смерти О. Генри: «Всего понемногу» (1911), «Под лежачий камень» (1912) и «Остатки» (1917).
Но темп работы мог убить и более здорового человека, чем О. Генри, который не мог отказать еще и другим периодическим изданиям. Иногда, сидя в редакции, он дописывал сразу два рассказа, а рядом ждал редакционный художник, когда можно будет начать иллюстрирование. Постепенно он начал утомляться и снизил темп работы. Тем не менее, из-под его пера вышло 273 рассказа — свыше тридцати рассказов в год. Рассказы обогатили газетчиков и издателей, но не самого О. Генри — непрактичного, который привык к полубогемной жизни. Он никогда не торговался, ничего не выяснял. Молча получал свои деньги, благодарил и уходил. Он избегал общества литературных побратимов, стремился к уединению, сторонился светских приемов, не давал интервью. По несколько суток без уважительных причин блуждал по Нью-Йорку, потом закрывал двери комнаты и писал. В блужданиях и отчужденности он узнавал и «переваривал» большой город, Вавилон-на-Гудзоне, Багдад-над-Подземкой, — его звуки и огни, надежды и слезы, сенсации и провалы.
Он был поэтом, нью-йоркского дна и наиболее низких социальных ступеней, мечтателем и фантазером кирпичных закоулков. В унылых кварталах Гарлема и Кони-Айленду по воле О. Генри появлялись Золушки и Дон Кихоты, Гарун аль Рашиды и Диогены, которые были всегда готовы прийти на помощь тем, кто гибнет, чтобы обеспечить реалистическому рассказу неожиданную развязку. Последние недели жизни О. Генри провел в уединении в нищем гостиничном номере. Он отказывается употреблять пищу, почти ничего не пьет. Это было медленное самоубийство.
О. Генри умер в нью-йоркской больнице 5 июня 1910 г. Его последними словами были: «Зажгите огонь, я не хочу умирать во тьме…». По желанию его второй жены писателя похоронили в городке Эшвилль, в котором он жил перед смертью и который напоминал ему город детства Гринсборо.
Похороны писателя вылились в настоящий огенриевский сюжет. Во время панихиды в церковь ворвалась свадебная компания и не сразу поняла, что придется подождать на входе. О. Генри можно было бы назвать своеобразным запоздалым романтиком, американским сказочником XX столетия, но природа его уникального новеллистического творчества более широкая чем эти определения.
Художник поэтического мироощущения О. Генри