Я думал уж о форме плана. А. С. Пушкин
Если о форме плана думают гении, то, что остается нам, простым смертным. Тем не менее, следует сказать, что наличие плана в сочинении необязательно. Но из этого совсем не значит, что писать можно и без плана: план поможет Вам сделать сочинение последовательным, логичным, доказательным. Хорошо продуманный план не позволит Вам уйти от темы, забыть интересную мысль.
План сэкономит Вам время при работе над черновиком. При переписывании сочинения набело план переписывать не следует. При подготовке к сочинению самостоятельно или под руководством преподавателя советуем освоить такой вид работы: составление плана без написания сочинения. (Преподавателю советуем давать близкие по содержанию темы: это даст возможность лучше выявить специфику темы, четче определить идею, строже подобрать материал). План — это краткий конспект сочинения. По Вашему плану должно быть понятно, о чем будет сочинение, какова его основная мысль — идея, какова система доказательств этой идеи и к каким выводам приходит автор сочинения. Поэтому каждый пункт Вашего плана должен нести определенную информацию, то есть быть говорящим, сообщающим. Причем это сообщение должно быть сформулировано в виде конкретного ответа на вопрос.
Например, заголовок «Эпоха создания…» не содержит никакой полезной информации. При характеристике эпохи укажите ее конкретные признаки: наличие определенных идейно-политических направлений, общественно-политических движений, реакции правительства.
Можно не добиваться отточенности формулировок, важно, чтобы они были содержательно насыщенными. Помните! Каждый пункт Вашего плана должен быть одним из доказательств главной мысли сочинения. Не допускайте, чтобы пункты плана дублировали друг друга.
План может быть простым и сложным. Обратимся к форме сложного плана, который строится по следующей схеме:
Введение. Основная часть. 1. 2. 3. III. Заключение.
Писать в плане слова «введение», «основная часть» и «заключение» не следует, потому что цифры I, II, III уже обозначают соответствующие разделы плана сочинения. Н. П. Морозова справедливо считает, что схема плана чем-то напоминает построение геометрической теоремы. В заголовке I явно звучит, «что дано». В формулировке II пункта плана — «что требуется доказать». Затем идут пункты 1, 2, 3, 4…, то есть уже само доказательство. И, наконец, пункт III — «что и требовалось доказать».
Оптимальное количество пунктов основной части плана должно быть не меньше 3 и не больше 5: это позволит полно и глубоко раскрыть тему сочинения. Не следует делать в главной части большое количество пунктов: от этого сочинение получится дробным, мозаичным, без четкого выделения в работе главного и второстепенного.
Если вы хотите уточнить, детализировать отдельные пункты главной части, то можно ввести подпункты, обозначаемые строчными буквами алфавита. Следует помнить: количество подпунктов всегда должно быть от двух и более. Если подпункт всего один, он не выносится отдельно, а вводится в пункт плана. Наличие подпунктов оправдано при характеристике сложного явления.
К сожалению, некоторые пособия для абитуриентов выдают за план перечень вопросов для раскрытия темы. В таких планах отсутствует четко выраженная структура: введение, основная часть и заключение, а количество пунктов колеблется от 3-5 до 10-13. Именно такие планы предлагают методические пособия Ю. А. Озерова «Раздумья над сочинением»1, Н. Н. Кохтева «Сочинение: работа над содержанием и языком»2 и др.
Составление плана начинается с формулировки введения. Главная функция введения — «ввести в тему». Во введении вы должны
Указать направление, которое выбрали для раскрытия темы; определить свою задачу, то есть сказать, какова идея сочинения и как Вы будете доказывать ее в главной части; сообщить, если это необходимо, сведения биографического, исторического или другого характера, выходящие за рамки темы, но помогающие в ее раскрытии.
Чаще всего абитуриенты дают характеристику эпохи или приводят сведения о создании произведения, но это не всегда оправдано. Н. П. Морозова в книге «Учимся писать сочинение» выделяет следующие типы введений:
Историческое (краткая характеристика эпохи); биографическое (краткая биографическая справка); сравнительное (сопоставление взглядов, позиций разных авторов на проблему, заключенную в формулировке темы); аналитическое (анализ ключевого слова темы); философское (осмысление философского понятия в формулировке темы).
Обратите внимание, что при некотором сходстве двух последних типов введения между ними имеется существенное различие: анализироваться может не только философское понятие, но и любое ключевое слово, входящее в формулировку темы. Один из способов написать на экзамене хорошее введение — написать его дома. Так, сравнительное введение — сопоставление взглядов разных писателей на назначение поэта и поэзии — лучше написать заранее, включив необходимые цитаты из стихотворений Державина, Рылеева, Пушкина, Баратынского, Лермонтова, Тютчева, Некрасова и др. И здесь следует предостеречь пишущего от весьма распространенной ошибки — механического сцепления цитат, резко отличающихся по смыслу.
«Свободу лишь умея славить, Стихами жертвуя лишь ей, Я не рожден царей забавить Стыдливой музою моей… Любовь и тайная свобода Внушали сердцу гимн простой. И неподкупный голос мой Был эхо русского народа»
— писал А. С. Пушкин в послании «К Н. Я. Плюсковой». «Мой друг, отчизне
Посвятим души прекрасные порывы», — призывал поэт в стихотворении «К
Чаадаеву». «Не для житейского волненья, Не для корысти, не для битв, Мы рождены для вдохновенья, Для звуков сладких и молитв», утверждал А. С. Пушкин в стихотворении «Поэт и толпа». «Зависеть от царя, зависеть от народа — не все ли нам равно? Бог с ними», — писал этот же поэт позже в стихотворении «Из Пиндемонти». И на вопрос «Зачем вы
Пишите?» лаконично отвечал: «Я? Для себя».
Из первого — раннего — Пушкина «вышли» Лермонтов, Некрасов; из второго — позднего — Тютчев. Соединив в одном введении столь разные, относящиеся к разным периодам творчества, высказывания А. С. Пушкина о назначении поэта и поэзии, Вы должны давать себе отчет, насколько сложно будет Вам перейти к написанию основной части.
При работе над темой, связанной с творчеством конкретного поэта, «домашнее введение» должно быть откорректировано уже в аудитории. Такая коррекция не должна проводиться чисто механически — путем отсечения «лишних» цитат и переноса их в главную часть. Коррекция должна проводиться на смысловом уровне. Например, тема «Я лиру посвятил народу своему» связана с проблемой назначения поэта и поэзии в творчестве Н. А. Некрасова. Естественно, что некрасовское понимание этой проблемы связано с гражданскими, социальными мотивами. Следовательно, во введении следует говорить о гражданской направленности русской поэзии: начиная с поэтов-декабристов, возможно, пропуская А. С. Пушкина, и обращаясь к М. Ю. Лермонтову.
Я думал уж о форме плана. А. С. Пушкин