«Я так люблю Татьяну милую мою…»
Он первый поэтически воспроизвел, в лице Татьяны, русскую женщину. В. Г. Белинский Женский характер пушкинских времен… С портретов и миниатюр кисти О. Кипренского и В. Боровиковского, В. Тропинина и К. Брюллова беззащитно, задумчиво и нежно смотрят глаза современниц великого поэта. Неповторимые судьбы, сбывшиеся и не свершившиеся надежды, мечты.
Увы, река забвения унесла все это в своем необратимом течении. Но осталось искусство. Остался Пушкин.
Осталась с нами его незабвенная Татьяна Ларина, так просто и естественно занявшая ведущее место в галерее женских образов русской литературы XIX века. Собственно, кто был у нас в литературе до Татьяны? Его же Людмила из «Руслана и Людмилы» и Мария из «Бахчисарайского фонтана»?
Или Светлана Жуковского? А может быть. Лиза из повести Карамзина? Все эти героини, имеющие, несомненно, массу индивидуальных достоинств, начала русскому национальному женскому типу не дали.
А образ Татьяны оставил глубокий след в литературе. Чем же интересен образ героини романа «Евгений Онегин»? Прежде всего своими глубокими национальными корнями, своей русской основой, делающей ее совершенным явлением в московском и петербургском обществе, «блеск» которого оставляет Татьяну равнодушной. Помните? А мне, Онегин, пышность эта, Постылой жизни мишура, Мои успехи в вихре света, Мой модный дом и вечера.
Что в них? Сейчас отдать я рада Всю эту ветошь маскарада, Весь этот блеск; и шум, и чад За полку книг, за дикий сад, За наше бедное жилище, За те места, где в первый раз, Онегин, видела я вас, Да за смиренное кладбище, Где нынче крест и тень ветвей Над бедной нянею моей… . В этой, может быть, несколько длинной цитате из финального диалога героини с Онегиным — вся она, Татьяна. И здесь — все».; что связывает с нею автора, все, за что Пушкин любит ее. Ни в Голицыной, ни в Завадовской, ни в Воронцовой, ни в Керн не чувствовал поэт этой внутренней силы, самобытности, простоты.
А потому и создал «милый идеал». Не случайно М. Цветаева в книге «Мой Пушкин» обращает внимание на связь: Пушкин — Татьяна — няня. Арина Родионовна всю жизнь была для поэта непревзойденным образцом истинно русской женщины, воплотившей в себе все самое светлое и чистое.
Отсюда — и слова Татьяны. Итак, Татьяна Ларина — любимая героиня поэта, олицетворение его Музы. Именно поэтому так неторопливо рисует он картины ее детства, юности, стремясь передать динамику характера, показать образ в развитии.
Любимая женщина — всегда тайна, и Пушкин стремится постигнуть тайну Татьяны, приглашая читателя, доверяя ему свое самое дорогое. Вот Татьяна безмятежно живет в родительском доме. Она читает, мечтает в одиночестве, водит хороводы с крестьянскими девушками, беседует по ночам с няней.
Поэт рисует исключительно тонкий психологический портрет героини: … она звалась Татьяной, Ни красотой сестры своей, Ни свежестью ее румяной Не привлекла б она очей. Дика, печальна, молчалива, Как лань лесная боязлива, Она в семье своей родной Казалась девочкой чужой… А вокруг — русская природа, мир деревни, столь отрадный сердцу самого Пушкина.
И юное женское сердце, пробуждаясь, жадно впитывает звуки, краски и ароматы родных мест. Все в Татьяне ново, даже имя: Впервые именем таким. Страницы нелепые романа Мы своевольно освятим… Но входит она в наше сознание сразу и неотвратимо, даже магически. И хорошо, что Татьяна не похожа ни на кого.
Именно это позволяет ей вначале почувствовать, а потом понять Онегина. Его «урок» в саду, последовавший за ее письмом, пошел ей на пользу. Пусть Онегин знает о жизни все, а Татьяна ничего, зато она сильнее его, потому что близка к своим, истокам, она т «русская душою». Этого-то как раз и лишен Онегин.
В конечном счете именно это объясняет развязку романа. Счастлива, ли Татьяна, выгодно выйдя замуж и заняв достойное место в обществе? Естественно, нет. Ее чистота, красота, высокая нравственная сила — все это чуждо миру, где ценится совсем иное. Поэтому-то она искренна с Онегиным, чувствуя в нем родственную душу, но потому она и отказывает ему.
Ведь она действительно любит его и никому, кроме него, в этом бы не призналась… Думается, пушкинская Татьяна во многом повлияла на героинь Тургенева, Гончарова, Некрасова. Л. Толстого, Чехова.
Став «родоначальницей» женского национального типа в нашей литературе, столь неповторимого и яркого, героиня романа «Евгений Онегин» своим прекрасным обликом, богатым внутренним миром оказывает серьезное воздействие и на современное поколение.
«Я так люблю Татьяну милую мою…»