• Главная
  • Рубрики
  • Все сочинения
Экзаменационные сочинения > Готовые сочинения > «Я знал одной лишь думы власть…»

 

«Я знал одной лишь думы власть…»

Ты хочешь знать, что делал я

На воле?.. Жил.

М. Ю. Лермонтов

Лермонтовское время, то есть 30-е годы XIX века, называют «тихим житьем», «смирным временем». Покорность и смирение снаружи и глухая удушливая неподвижность изнутри являлись страшными признаками эпохи. Правительство, напуганное выступлением декабристов, жестоко преследовало даже легкий намек на инакомыслие, слова «свобода» и «вольность» стали крамольными.

Общество, из которого были вытравлены героический дух и вера в высокие идеалы свободы, скованное реакцией, пропитанное пошлостью и страхом, представляло собой неприглядную картину. Лермонтов вышел из этого общества, был тесно связан с ним, но оно не подавило его индивидуальности. Своей поэзией, беспокойной и мятежной, Лермонтов борется за человека, его достоинство, за право быть свободным.

Его любимый герой — это гордая и смелая, мятежная и протестующая личность, которая стремится к борьбе, к действию. Изображение такой личности является основной темой его поэмы «Мцыри».

«Мцыри» — поэма с одним героем. Исповедь Мцыри — главная часть поэмы, в которой раскрывается духовный мир героя. Это юноша гордый, дикий, с «могучим духом его отцов». Он пуглив и бесстрашен, хрупок и болезнен, как «в тюрьме Воспитанный цветок». С детских лет он живет в монастыре, но помнит свой аул.

Им владеет «одной лишь думы власть» — вернуться в тот мир «тревог и битв», «где люди вольны, как орлы».

Мцыри полон непреклонной воли к тому, чтобы найти свою потерянную родину. Его ничто не остановит: ни стихия, ни голод, ни встреча с диким зверем. Мцыри мечтает о свободе, о воле.

Только дни, проведенные за стенами монастыря, он считает настоящей жизнью. Юноша полон презрения к опасности и проявляет мужество, когда встречает могучего барса — его «сердце вдруг зажглося жаждою борьбы». Он говорит о себе с гордостью:

… я уверен в том, Что быть бы мог в краю отцовНе из последних удальцов.

Мцыри бежит навстречу неизвестности, в бурю, с которой «обняться был бы рад», потому что буря — это свобода, которая звала его вперед. Он «кричал и плакал, как дитя» от счастья, не было в его душе страха — только восторг.

Природа в понимании Мцыри — это воплощение воли, неисчерпаемой силы и красоты — всего, чего не было в «сумрачных стенах» монастыря, «в душных кельях» монахов и к чему так сильно и пламенно рвалась душа свободолюбивого юноши. Тихое Утро после грозы поражает Мцыри мирной красотой. Картина, открывшаяся перед ним, захватывает его, зовет к слиянию с природой:

…снова я к земле припалИ снова вслушиваться сталК волшебным, странным голосам;Они шептались по кустам, Как будто речь свою велиО тайнах неба и земли.

Ярко раскрывает характер непокорного Мцыри метафора «пламень». Этот пламень жил в его груди с юных лет. Он дает себе клятву: свою «пылающую грудь прижать с тоской к груди родной».

При встрече с барсом сердце юноши «зажглось жаждою борьбы». Общение с природой помогает Мцыри, облегчает его гнетущее чувство тоски по родине. Рассказывая о своем душевном состоянии, он прибегает к сравнениям: деревья шумят «свежею толпой, как братья в пляске круговой»; сам он, «как брат, обняться с бурей был бы рад».

Кажется, что ему понятен язык потока, который «шумел, и шум его глухой сердитых сотне голосов подобился».

Мцыри потерпел неудачу, он не смог достичь своей цели — найти родину, своих родных. «На мне печать свою тюрьма оставила», — так он объясняет причину своей неудачи. Но дух его не сломлен. С тоской прощается он с жизнью, но последние мысли юноши о родине, он просит похоронить его в том месте сада, откуда виден Кавказ: «Быть может, он с своих высот привет прощальный мне пришлет».

Однако трагически бесплодные результаты борьбы, которую ведет Мцыри, и ожидающая его гибель не лишают поэму жизнеутверждающего героического смысла. Мцыри ни на минуту не отступает от своей мечты увидеть родину, борется, пока может бороться, и перед смертью продолжает думать о своей родине. Он умирает, потому что не может смириться с жизнью в монастыре.

Современниками М. Ю. Лермонтова образ Мцыри воспринимался как призыв к свободе. Образ томящегося в неволе юноши, оставаясь реальным, являлся символом современного Лермонтову человека, переживающего ту же драму, что и герой поэмы в своем заточении. Монастырь, ставший для Мцыри «тюрьмой» и «пленом», осмысливается как символ общества, в котором отсутствует свобода.

В образе родной стороны, который неотступно преследует Мцыри, заключается не только мысли пленного юноши о его родине, но и представление об идеале — о прекрасной, гармонической и пока еще недоступной людям жизни.



«Я знал одной лишь думы власть…»

Другие сочинения по теме:

  1. «Я мало жил и жил в плену». Образ Мцыри Мцыри — романтический герой. Появление Мцыри в монастыре. Побег из плена. На свободе. (Три дня свободы были самыми счастливыми в...
  2. Что сложнее: власть над собой или власть над людьми? Для того, чтобы ответить на вопрос «что важнее: власть над собой или власть над людьми?» необходимо, прежде всего, определить и...
  3. «Власть над собой — самая высшая власть, порабощенность своими страстями — самое страшное рабство» Человек, обладая разумом, несомненно, должен контролировать свои действия, совершать осознанные и правильные поступки. Великий русский писатель Л. Н. Толстой рассуждает...
  4. Кто знал бы Ромео и Джульетту, Гамлета, если бы их судьбу не изобразил Шекспир? Шекспиру выпало жить в замечательное время. Он был современником великой эпохи в истории человечества, получившей название Возрождения. То была длительная...
  5. Мандельштам знал подлинную цену своему поэтическом дарованию В письме Ю. Н. Тынянову от 21 января 1937 года он писал «Вот уже четверть века, как я, мешая важное...
  6. Народ и власть в поэтике Пушкина Каждый поэт рано или поздно начинает размышлять о назначении своего творчества. Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина занимает особое...
  7. «Ой ты, Русь, моя родина кроткая, лишь к тебе я любовь берегу» Мелколесье. Степь и дали. Свет луны во все концы. Вот опять вдруг зарыдали Разливные бубенцы. Тот, кто видел хоть однажды...
  8. История создания произведения Герцена «Былое и думы» «Кто мог пережить, тот должен иметь силу помнить». Мужество памяти, к которому призывал Герцен, самому ему было присуще вполне и...
  9. Анализ стихотворения Лермонтова «Думы» В центре внимания Лермонтова (как и Пушкина) — судьбы передовой дворянской молодежи, ее настроения, мысли, чувства. Поколение Лермонтова отличалось большой...
  10. «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине» Сергей Александрович Есенин — величайший поэт начала XX в. Человек, в своих стихах восхваляющий родину, людей, природу. Его стихи, насыщенные...
  11. Сочинение по циклу произведений Герцена «Былое и думы» В художественных произведениях, созданных в период эмиграции, Герцен вновь обращается к размышлениям о судьбах человечества , о противоречиях буржуазного общества...
  12. Почему мечты сестер о Москве остались лишь мечтами? «Три сестры» Чехов написал специально для Художественного театра, к открытию нового театрального сезона. Премьера пьесы на сцене состоялась 31 января...
  13. Стихи, поэмы и думы К. Ф. Рылеева В литературном движении 10- 20-х годов XIX столетия существенное место занимает творчество поэтов-декабристов — Рылеева, Кюхельбекера, Раевского и многих других,...
  14. Закон обнаруживает свое благотворное действие лишь тем, кто ему повинуется Демокрит На мой взгляд, нельзя не согласиться с высказыванием Демокрита, так как он поднимает очень важную по современным меркам проблему....
  15. «Кто людям помогает, лишь тратит время зря…» У большинства людей в окружении есть хотя бы один такой человек: горячо любимая свекровь; не очень любимый за глаза начальник;...
  16. «Былое и думы» — вершина творчества писателя Самое главное художественно-публицистическое произведение Герцена, над которым писатель работал свыше шестнадцати лет, — «Былое и думы». Приступил он к написанию...
  17. Власть слова над нами огромна Слово литературное, написанное, типографски отпечатанное и упакованное в переплет,- текст и только лишь текст. Он ничей; он середина, не имеющая...
  18. Художественные произведения периода эмиграции. «Былое и Думы» В художественных произведениях, созданных в период эмиграции, Герцен вновь обращается к размышлениям о судьбах человечества («Поврежденный», 1850-1851), о противоречиях буржуазного...
  19. Счастье приходит лишь к счастливым людям! Сочинение по рассказу А. Стороженко «Сокровище». Что такое счастье? Что-то материальное, драгоценное или, наоборот, обычное и повседневное? Наверное, счастье —...
  20. Первые наброски знаменитой «Думы» одного из центральных произведений Лермонтова Лермонтов рано созрел политически. И это привело к раннему самосознанию и определению своего места в обществе. Уже в 13-14 лет...
« Открытый урок в 5 классе. Имя прилагательное: общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль
Профориентационная работа »



  • Новые сочинения:

    • Урок розвитку усного зв’язного мовлення. 5 клас
    • Сочинение Творческий путь писателя — Александр Иванович Куприн
    • Сочинение на тему Все профессии Важны
    • Обрыв краткое содержание
    • Літературна творчість Лермонтова в період юності
    • О стихотворении Николая Заболоцкого «Журавли»
    • В. Быков «Сотников»
    • Сочинение по повести Куприна «Олеся»
    • А я вам говорю, что нет
    • Сочинение на тему Мой любимый фильм
Обратная связь | Карта сайта


© 2009-2019 | Экзаменационные сочинения