Ярослав Сейферт (Jaroslav Seifert. 1901-1986)
Ярослав Сейферт — поэт. Родившийся и выросший в рабочем предместье Праги, он с детства мечтал о занятиях литературой, но материальное положение семьи не позволило ему закончить гимназию. Свои первые стихи и критические заметки юноша относит в литературное приложение к социал-демократической газете «Право люду». В среде левой интеллигенции способный дебютант сразу был отмечен. Сейферта приглашают на работу в газету «Руде право».
Это было время революционного брожения, революционных надежд, революционной поэзии. Сейферт сближается с молодыми литераторами и художниками, мечтающими о новом, справедливом устройстве мира и революции в искусстве. Одной из первых книг революционной поэзии явился поэтический сборник Я. Сейферта «Город в слезах» (1921). Чешская поэзия еще не знала такого изображения Праги. Поэт сумел по-новому, глазами обездоленных тружеников взглянуть на столицу Чехословакии. Не страшась будничности и прозаичности темы, он описывает тщедушных детей с рабочих окраин, безрукого солдата Первой мировой войны, голодного бедняка у витрин богатых магазинов, обитателей доходного дома в предместье… Сейферт ненавидел уродливую жизнь этого города и был убежден, что скоро на этих серых улицах зазвучит «победная симфония революции». Но уже в следующем сборнике «Только любовь» (1923) характер поэзии Сейферта меняется. Исходным принципом творчества молодого поэта становится провозглашенный литературно-художественной группой «Деветсил» отказ от изображения тяжелого в жизни, социальных проблем. В подобном стиле выдержан и сборник «На волнах TSF» (1925).
Эти сборники возникли на основе впечатлений поэта от поездки в 1923 г. по Франции и Швейцарии. Решительную смену настроения, тематики и образной системы принес сборник «Соловей поет плохо» (1926), в котором он вновь посмотрел на действительность без розовых очков. Самостоятельный раздел сборника составили стихи о Советском Союзе, где поэт побывал в 1925 г. как член делегации деятелей чехословацкой культуры. Это было первое в чешской литературе поэтическое свидетельство очевидца о стране Октября. Сейферта увлекает российская экзотика: московские церкви, запущенные дворцы, барахолка. Но к мысли о революции у него сразу же примешиваются воспоминания о пролитой крови, и этот образ пугает поэта, увидевшего в России в первую очередь «кладбище истории». В последующих сборниках «Почтовый голубь» (1929), «Яблоко из лона» (1933), «Руки Венеры» (1936) обнаружились сильные стороны таланта Сейферта: умение просто и задушевно сказать о любви к природе, к женщине. В стихах он добивается большой пластичности и напевности, все явственнее сказывается его тяготение к лирической поэзии. Накануне оккупации Чехии Сейферт был среди поэтов, первыми поднявших свой голос против захватчиков. Он создает сборник патриотической лирики «Погасите огни» (1938). История чешской культуры и нетленная красота Праги становятся темой его поэзии времен оккупации: «Веер Божены Немцовой» (1940), «Одетая светом» (1940), «Каменный мост» (1944). С огромным подъемом встретил поэт освобождение своей страны.
В сборнике «Каска глины» (1945) он восславляет пражское восстание, чешскую столицу, сбросившую фашистское ярмо, реющее на ветру красное знамя, бессмертный подвиг Сталинграда. По мотивам картин и рисунков Микулаша Алеша Сейферт создает сборник удивительно светлой и немного грустной лирики «Шел бедный художник по свету» (1949). Рисунками самобытного чешского художника Йозефа Лады вдохновлены стихи сборника «Мальчик и звезды» (1956). Воспоминания о детстве нашли отражение в сборнике «Мама» (1954). После десятилетнего перерыва, вызванного тяжелой болезнью, в 1965 г. Сейферт издает сборник «Концерт на острове». Книга написана свободным стихом, и это уже не песни, а скорее взволнованный разговор с читателем о пережитом за долгую жизнь. В следующих сборниках «Комета Галлея» (1967), «Отливка колоколов» (1967), «Зонтик с Пиккадилли» (1979) Сейферт по-прежнему черпает сюжеты в воспоминаниях и непосредственно в действительности.
Тяжелая болезнь, в последнее десятилетие жизни подолгу державшая поэта в больнице, не отучила его радоваться прекрасному. О красоте женщины он пишет в стихах даже самого мрачного по колориту сборника «Моровой столб» (1981), насквозь пронизанного мотивами болезни и близкой смерти. С новой силой любовь к жизни и искусству прозвучала в книге «Быть поэтом» (1983). В 1984 г. ему была присуждена Нобелевская премия.
Ярослав Сейферт (Jaroslav Seifert. 1901-1986)