Явление постмодернизма в литературе
Усложнение искусства в XX веке. Создание принципиально новой модели литературы: разрушение жизнеподобия, размывание, разрушение видовых и жанровых границ, синкретизм методов, обрыв причинно-следственных связей, нарушение логики. Активное использование форм художественной условности, гиперболизации, трансформация метафор, системы аллегорий, форм абсурда, гротеска, фантастики, усложнение философско-образного ряда. Активизация механизма игры на всех уровнях текста: игра со смыслом, сюжетом, идеями, аксиологическими категориями. Изменение функций литературы: отказ от назидательности. Литература как игровой способ существования художника. Тенденция к стиранию границы между высокой и массовой литературой как результат изменений функций литературы в период развития постмодернизма. Крушение культурных табу (запретов). Повсеместное распространение массовой литературы.
Феномен массовой литературы конца ХХ — начала XXI века. Особенности становления массовой литературы. Развитие массовой литературы: аспекты изучения. Функции массовой литературы: стандартизация, эскапизм, развлекательность. Формульность массовой литературы. Категория автора в массовой литературе. Роль читателя в развитии современной массовой литературы. Массовый читатель. Интертекстуальность и трансформация классического текста в современной массовой литературе. Телевидение и современная массовая литература. Поэтика заглавия в текстах массовой литературы. проблема лирического героя») состоит из трех параграфов.
В ситуации 2000-х гг. оказывается невозможным единый литературный
Процесс вклассическом его понимании Литературные движения очень быстро сменяют друг друга, причем смена выражается не исчезновением предыдущего «большого стиля», а относительно, в росте или падении популярности. Критики видят многоголосие, но, в
Отличие от предшественников, совершенно не способны, не готовы, не хотят обуздать его единой универсальной парадигмой. Это представляет собой основную особенность состояния современной поэзии 1990-х — 2000-х гг).
Авторская песня, а вслед за ней и рок-поэзия — общепризнанный культурный феномен. Это многогранное социокультурное явление, в известной мере — общественное движение 50 — 90-х годов ХХ века, которое возникло как альтернатива «советской массовой песне» — жанру тоталитарного искусства — и подорвало монополию власти на распространение звучащей информации. Тотальная несвобода и тотальная неправда вызвали к жизни этот феномен. Свое слово о нем еще предстоит сказать специалистам самых разных областей: литературоведам, музыковедам, культурологам, социологам, историкам…
Но уже сейчас очевидно: песня — это возможность говорения и думания одновременно несколькими текстами: поэтическим, музыкальным и интонационным (эмоциональным). Она соединяет в себе высочайшие образцы поэтической мысли, вокальную и инструментальную музыку, которая способна дополнить смысл стихотворения, иногда внести дополнительные оттенки, усилить необходимые акценты. Но главную роль играет в этом единстве личность исполнителя (автора), его индивидуальная интонация.
Смысловое сближение слов «рок» — вид музыки и «рок» — судьба, неизбежный удел, крест, который надо нести по жизни.
Отражение в рок-поэзии роста религиозного сознания в обществе, начавшегося в конце 80-х — начале 90-х гг. (процесс эволюции поэтического слова).
Смысл бард — и рок — песни заключается в утверждении свободного авторского мироощущения, самостоятельной жизненной позиции, неподвластной цензуре. Каждой своей песней автор словно хочет сказать: «Это — мой крик, моя радость и моя боль от соприкосновения с действительностью». Поэтому современная поющаяся поэзия представляется глубоко интимным, в какой-то мере даже исповедальным искусством.
Два потока антиофициальной культуры — бардовская песня и рок-музыка — были очень близки по духу, хотя и противоположны по формам выражения.
Ведущей линией творчества в период расцвета авторской песни была не романтическая песня странствий, а песня протеста. В 1990-е годы протест получил новое звучание в творчестве таких разных по значимости, но довольно известных рок-исполнителей, как А. Башлачев, В. Цой, И. Тальков, Е. Летов, Ю. Шевчук, К. Кинчев и др.
Отрадно, что песенная лирика (бардовская и рок-поэзия) ныне прочно вошла в программы заключительного этапа школьного литературного образования. Представить себе современный поэтический полифонизм развития лирики конца ХХ века без авторской песни, без рок-поэзии невозможно.
С середины 1950-х годов общественные изменения привел к отказу от «теории бесконфликтности», открылись новые возможности для развития драматургии. Новые пьесы создают известные авторы Н. Погодин, А. Штейн, А. Арбузов, А. Салынский. Заявляют себя молодые драматурги А. Володин, В. Розов, Л. Зорин, Э. Радзинский, М. Рощин и др., преобладающим становится жанр социально-психологической драмы. Постановка актуальных жизненных проблем обусловила остроту конфликтов. Героем многих пьес становится современник, зачастую молодой человек. Ключевым в этих произведениях является мотив пути. В 1950-1960-е годы особое место занимают пьесы «Иркутская история» А. Арбузова, «Варшавская мелодия» Л. Зорина, «Старшая сестра», «Фабричная девчонка» А. Володина, «104 страницы про любовь» Э. Радзинского, «Старый новый год» М. Рощина. Важное место занимает военная тема (А. Салынский «Барабанщица»), тема революции и гражданской войны (М. Шатров).
Место «производственной» драмы в 1970-е годы (И. Дворецкий «Человек со стороны», А. Гельман «Протокол одного заседания», Г. Бокарев «Сталевары», А. Гребнев «Из жизни деловой женщины»). Активизируется политическая драма (М. Шатров, Г. Боровик). Особое место занимает творчество А. Вампилова, определившего новое направление развития драмы.
На рубеже 1980-х годов формируется «новая волна» в драматургии. Интерес к обыденной жизни, «рядовому» герою, решающему повседневные задачи. К драматургии «новой волны» относят Л. Петрушевскую, В. Славкина, А. Галина, Л. Разумовскую, А. Казанцева, В. Арро. В поэтике тяготение к исповедальности, притчевости, условности.
В конце 1980-1990-х годах усиливается внимание к негативным сторонам жизни, преобладает маргинальный герой (А. Галин «Звезды на утреннем небе», Э. Радзинский «Спортивные сцены 1981 года» и др.). Проблемы «дна», обыденность жестокости в пьесах Н. Коляды, Л. Разумовской, Л. Петрушевской, А. Казанцева. Абсурдистский театр (Н. Садур, Вен. Ерофеев, А. Буравский, Д. Липскеров). От «новой волны» к «новой драме». Творчество представителей драматургии «новой волны» в контексте «новой драмы».
Возвращение «униженных и оскорбленных» героев А. Галина. Тематическая общность пьес «Звезды на утреннем небе» и «Рандеву в Море Дождей». Обращение к «лирическому натурализму» «новой волны». Специфика хронотопа в пьесах А. Галина. Судьбы обитателей «дна». Поэтика женского образа в драматургии А. Галина.
Драматургия постмодернизма: Л. Петрушевская, Н. Садур, В. Коркия, Д. Липскеров и др. Театральность, ролевая игра, демонстративная иллюзорность создаваемого мира, реальность симулякров. Развернутые авторские ремарки. Перенос внимания на языковую игру. Отсутствие конфликта между «характером» и «обстоятельствами». Ярко выраженное игровое начало, деконструктивистская работа с мифами, традиционными смыслами и стереотипами массового сознания. Интертекстуальность. «Женская» природа постмодернистской эстетики.
Явление постмодернизма в литературе