Является ли рассказ Мцыри исповедью?
А душу можно ль рассказать?
М. Лермонтов. Мцыри
Замечательная поэма М. Ю. Лермонтова «Мцыри» — о несостоявшемся монахе, но стойком, смелом, непокорном бойце. Лермонтов создал драматический образ юноши, который волей случая был оторван в раннем детстве от родины, спасен от смерти, а впоследствии и воспитан в монастыре. Замкнутый и одинокий, он постепенно привыкает к новой жизни, но вдруг, неожиданно для «святых отцов», совершает побег. Лишь через три дня удалось найти лежащего без чувств юношу, который
Страшно бледен был и худИ слаб, как будто долгий труд, Болезнь иль голод испытал?
Гордый Мцыри не хотел отвечать на вопросы о произошедшем, и лишь перед смертью юноши монаху удалось услышать его рассказ.
Был ли рассказ Мцыри исповедью? С одной стороны, безусловно. Юноша ничего не утаил от монаха, открыл ему свое сердце, посвятил в свои надежды и стремления, раскрыл истинные причины побега. Мцыри считает, что перед смертью
Все лучше перед кем-нибудьСловами облегчить мне грудь.
Однако юноша не совершал страшных грехов и не делал зла людям, поэтому считает, что «немного пользы вам узнать» о «его делах».
С другой же стороны, повествование Мцыри — далеко не исповедь, а, скорее, спор с монахом, несогласие с его жизнью и ценностями, противопоставление себя требованиям монастырской жизни.
Миру «келий душных и молитв» Мцыри противопоставляет вожделенный
Чудный мир тревог и битв, Где в тучах прячутся скалы, Где люди вольны, как орлы.
Люди же монастыря не вольны решать свою судьбу. Покорность и смирение не дает им права выбора, поэтому Мцыри считает, что
Я мало жил, и жил в плену. Таких две жизни за одну, Но только полную тревог, Я променял бы, если б мог.
Таким образом, мы видим, что побег юноши — это попытка изменить свою жизнь, научиться самостоятельно распоряжаться ею.
Мцыри не чувствует в своем сердце благодарности за спасение своей жизни в детстве, ведь он здесь — «грозой оторванный листок». Лишенный отчизны, дома, друзей, родных, Мцыри
Знал одной лишь думы власть, Одну — но пламенную страсть, —
Вырваться из сумрачных стен монастыря, вновь увидеть родину.
Мир роскошной свободной природы, подарившей Мцыри все, что не сумело ему дать человеческое общество, юноша противопоставляет своей «тюрьме», где невозможна полнокровная жизнь, гармония человека с природой, свобода, полная приключений и опасностей.
Меня могила не страшит, —
Упрекает Мцыри монаха в непонимании его стремлений:
Ты жил, старик! Тебе есть в мире что забыть, Ты жил, — я также мог бы жить!
Молодой и сильный бунтарь не признает атмосферу удушливой покорности монахов судьбе и их страха перед неожиданностями, поэтому выбирает для побега
Час ночной, ужасный час, Когда гроза пугала вас, Когда, столпясь при алтаре, Вы ниц лежали на земле.
Мцыри уверен, что «без этих трех блаженных дней» его предыдущая жизнь бессмысленна и бесцельна. А в том, что этот период счастья был так короток, юноша опять винит монахов:
На мне печать свою тюрьмаОставила…
Протест против жизни в неволе звучит и в завершение его рассказа:
Увы! — за несколько минутМежду крутых и темных скал, Где я в ребячестве играл, Я б рай и вечность променял…
Таким образом, мы видим, что «исповедь» Мцыри перед смертью на самом деле — бунт против жизненных ценностей и идеалов монахов, отрицание атмосферы смирения, размеренного быта монастыря. В последние минуты жизни Мцыри не молит о прощении. Рожденный на воле, герой поэмы умирает свободным и непокоренным, оставляя в наших сердцах сожаление о несбыточности его мечты
Мою пылающую грудьПрижать с тоской к груди другой, Хоть незнакомой, но родной.
Является ли рассказ Мцыри исповедью?