Языковой эксперимент и протестующий жест
В то время как прогрессивные писатели своими пьесами все убедительнее приближали сцену к социальной реальности, импорт модернистских экспериментов (хэппенинг, поп-арт и массовые зрелища), а также такие авторы, как П. Хандке, В. Бауэр и Т. Бернгард, делали заметными противоположные тенденции.
Петер Хандке пытался нейтрализовать политические функции движения уличных театров, от которого он перенял некоторые формальные элементы и передал их буржуазному театру 51.
Хандке произвел сенсацию в буржуазном театре, разрушив границу между сценой и зрительным залом. В пьесе «Оскорбление публики» (премьера состоялась в 1966 г.) он создал основную модель этого «соучастия в игре» без сюжета, сделав реакцию публики составной частью происходящего на сцене. Так как его театральные эксперименты чаще всего были ни к чему не обязывающими, эффект заканчивался ожидаемым состоянием шока. (То же самое встречается и у Пауля Ретнера — род. в 1925 г. — в пьесах «Силуэт», 1964, и «Решайтесь», 1965).
Пьесы Хандке «Каспар» (1968), «Подопечный хочет стать опекуном» (1969), «Скачка по Боденскому озеру» (1971) и другие строятся на своего рода сомнениях в возможностях языка. Автор прежде всего монтирует клише, обороты речи и общие места повседневного языка, чтобы продемонстрировать его силу, определяющую структуру сознания. Показанные в своих упрочненных языковых формах манеры поведения отделены, однако, от условий их возникновения и приобретают поэтому собственную жизнь, которую каждый зритель может конкретизировать, исходя из личного опыта.
В подобной манере пишет пьесы австриец Вольфганг Бауэр (род. в 1914 г.), автор пьес «Magic Afternoon» («Волшебный полдень», 1968), «Change» («Перемены», 1970), «Кино и женщина» (1971 ), «Новый год, или Резня в отеле Захер» (1971), в которых показаны события из жизни людей, чье сознание полностью одурманено; навязанные им стереотипы полностью становятся сущностью их сознания.
Дальнейшая попытка политически нейтрализовать искусство, интегрировать и театральные эффекты империалистической массовой культуры была предпринята в так называемых массовых зрелищах и хэппенинге, которые ставили своей целью активизировать зрителя, а свелись к аполитичной занимательности. Создателями подобных спектаклей были, в частности, Вольф Фоштель и Бацон Брок. Особым событием подобного рода было, к примеру, измерение здания кельнского театра белыми булками.
Языковой эксперимент и протестующий жест