Юлий Ким как проект
В начале учебного года, определяя тему нашей будущей проектной работы, мы с восьмиклассниками перебрали массу вариантов — от творчества Н. В. Гоголя до произведений современных писателей — и решили остановиться на том, что было бы интересно нам всем. Необходимо было учесть также специфику класса — это ребята живые, активные, не стесняющиеся публики, многие из них не раз уже выступали на школьной сцене, и все эти качества нужно было использовать.
Предложенная мной «кандидатура» заинтересовала ребят. Юлий Ким — наш современник, живой классик русской литературы и активный участник общественной жизни страны. Юлий Черсанович — автор ироничный, «смешной», его творчество наполнено юмором, его песни из кино — и телефильмов на слуху практически у каждого.
Имя Кима хорошо знакомо выпускникам МГПИ им. Ленина, любителям авторской песни, прогрессивно настроенной интеллигенции, для которой идеалы шестидесятников не пустой звук… Но это, к сожалению, не подавляющее большинство жителей страны.
И мне хотелось приобщить своих учеников к творчеству человека, под знаком которого прошла и моя институтская молодость, чьи песни пели мы и «на картошке», и на наших кухнях, и на студенческих концертах. Песни Кима — это не только часть нашей с однокурсниками юности. Это часть жизни многих и многих выпускников МГПИ.
И это часть жизни нашей страны.
«Светлый человек», «добрый талант», «чистая душа», «навеки Юлик» — вот лишь немногие отзывы людей, знающих Юлия Черсановича лично или бывавших на его концертах. Сергей Никитин когда-то сказал: «Творения Кима создают у слушателей неповторимое ощущение полета». И это действительно так. Это и полет творческой фантазии, и полет свободного духа, и полет искрящегося остроумием и иронией слова. Феномен Кима состоит еще и в том, что многие даже не представляют себе, как хорошо они знакомы с его творчеством, как часто, сами того не зная, цитируют строчки поэта.
Нельзя не согласиться с мнением журналиста и писателя Д. Быкова: «Юлий Ким — один из самых больших поэтов второй половины ХХ и первой половины ХХI века. Порукой тому количество надерганных из него пословиц, поговорок, мыслей и максим».
Вместе с учащимися намечая план будущей работы, мы решили не ограничиться печатным иллюстрированным вариантом проекта и его компьютерной презентацией, а задумали еще представить небольшую театрализованную постановку. Общими усилиями сформулировали тему, над которой будем работать в течение года: «Юлий Ким — бард, Поэт, драматург» .
Каждый из участников проекта получил свое задание — исследовать одну из сфер жизни и творчества Ю. Кима. Были определены следующие направления.
1. Знакомство с жанром авторской песни, его истоки. Раннее песенное творчество Ю. Кима.
2. Фрагменты биографии: учеба в пединституте , недолгая педагогическая деятельность на Камчатке, позднее в Москве в физическом лицее.
3. Как отразились события, происходящие в стране, на жизни семьи. Судьба родителей — корейского переводчика Кима Черсана и русской учительницы литературы Н. В. Всесвятской ; диссидентская, правозащитная деятельность Кима; сатирические произведения, написанные в годы «застоя»; почему Киму пришлось стать Ю. Михайловым и т. д.
4. Ким и кино. Песни, написанные к телефильмам «Бумбараш», «Обыкновенное чудо», «Двенадцать стульев», «Человек с бульвара Капуцинов», «Про Красную Шапочку» и т. д.
5. Ким и театр. Произведения, созданные для московских театров: сказка «Иван-Царевич», мюзикл «Клоп» по пьесе В. Маяковского на музыку В. Дашкевича, либретто недавно поставленной оперы » Ревизор» в студии А. Покровского, песни, созданные для спектакля » Недоросль» по комедии Д. И. Фонвизина.
6. Описание событий в романах и других произведениях и деятельность Ю. Кима в настоящее время .
7. Литературоведческий анализ стихотворных текстов Кима, наблюдения над стилем, над средствами художественной выразительности.
Некоторые результаты нашей полугодовой работы были представлены в композиции «Литературная гостиная. Знакомьтесь: Юлий Ким» . В нее были включены материалы, которые собрали ребята: фотографии, найденные ими в Интернете, фрагменты интервью Юлия Черсановича, записи стихов и песен в исполнении самого Кима и группы «Песни нашего века». Было запланировано также живое исполнение произведений Кима самими учащимися.
Нам хотелось, чтобы сценарий отражал основные сферы жизни нашего замечательного современника, а также его гражданскую позицию, ответственное отношение к тому, чем он занимается, осознание им своего назначения и высокого звания поэта, поэтому в сценарий вошли не только забавные песни, но и серьезные, проблемные стихи.
Для того чтобы композиция была органичной, некоторые песни мы решили прочитать как стихотворения. Ведь у Кима мало стихов как таковых — большинство из них положены на музыку или им самим, или такими замечательными композиторами, как Владимир Дашкевич, Геннадий Гладков и Алексей Рыбников. Перед исполнением «Театрального пролога» ребята предварительно слушали, как поет это произведение сам Ким, и некоторые особенности авторской интонации попытались передать в своем чтении.
Говорят, что песни бардов очень много теряют при чтении, что без музыки их стихи мало стоят, но мы убедились в том, что это не так. Наоборот, каждое слово звучит особо, это именно стихи, которые в песне не всегда слышны как надо.
Большой удачей в работе над проектом было для нас участие в записи телепередачи «Линия жизни» с Юлием Кимом. Ребята смогли своими глазами увидеть артиста, почувствовать обаяние его иронии, услышать в исполнении Юлия Черсановича песни, которые они уже разучили, а также оценить искренность и глубину ответов на вопросы, заданные ему публикой. Слушателей интересовали подробности биографии Кима, его участие в правозащитной деятельности, проблемы творчества и даже проблемы преподавания.
Работа над проектом пока еще не закончена. В перспективе мы собираемся представить не только компьютерную презентацию нашей деятельности и окончательный печатный вариант со всеми собранными воедино материалами, но и небольшой концерт «Театр песни Юлия Кима».
В заключение остается лишь сказать, что такая форма работы, как проектная деятельность, очень плодотворна. Она пробуждает живой, непосредственный интерес к предмету, разнообразит как деятельность учителя, так и деятельность учащихся, готовит их к разного рода творчеству, учит интегрировать разные виды искусства, такие как литература, музыка, театр, кино. Помимо всего прочего, проектные работы имеют хорошие перспективы к тому, чтобы стать формой экзамена по литературе , и это тоже необходимо учитывать при планировании учебной и внеурочной деятельности учащихся.
Предлагаю вниманию читателей сокращенный вариант нашей композиции по творчеству Юлия Кима.
Литературная гостиная «Знакомьтесь: Юлий Ким!»
Ведущий. Юлия Кима знает практически каждый российский человек, даже тот, кто с трудом припомнит, слышал ли он когда-нибудь это имя. Однако есть такие телефильмы, которые смотрели все, и все слышали песни, звучащие в них. «Про Красную Шапочку» и «Обыкновенное чудо», «Бумбараш» и «Двенадцать стульев», а еще «Формула любви», «Точка, точка, запятая» и много-много других.
Ну кто из нас хоть однажды не напевал: «А-а-а… крокодилы, бегемоты…» или «А бабочка крылышками бяк-бяк-бяк…» Или «Уно, уно, уно, ун моменто…» Автор всех этих популярных песен — поэт, драматург, композитор, один из лучших отечественных бардов — Юлий Черсанович Ким.
Часто так случается, что песня, выходя в народ, если это хорошая, настоящая песня, утрачивает своего автора. Именно так нередко происходило с творениями Юлия Кима. Например, однажды в одной телепередаче известный актер признавался, что очень любит русские народные песни, особенно вот эту…
Ведущий. Говорят, что после этого Юлий Черсанович, снимая телефонную трубку, представлялся так: «Русский народ слушает!»
Юлий Ким родился в Москве 23 декабря 1936 года. Жестокие события тех лет — аресты и репрессии — коснулись и его семьи.
Поэт. » Моего отца взяли и дали ему десять лет без права переписки, что по тем временам, как правило, означало расстрел. Через два года взяли и маму, и впервые я увидел ее сознательными глазами, когда мне уже было лет десять. А в 1951 году судьба занесла нас с мамой в Туркмению.
На великую стройку социализма — Главный Туркменский канал. Там, в Ташаузе, и закончил я школу. Там на гармошке выучился играть, в хоре пел и стихи писал непрерывно, в том числе и на смерть Сталина, которые послал в «Комсомолку», которая, слава Богу, их не напечатала».
Поэт. «В педагогический институт ребят брали охотно, и хотя я перепутал водопад Ниагару с Викторией, экзаменатор сделал вид, что Ниагара в Африке тоже имеется, и поставил мне пять. И я поступил в институт, нагло полагая, что уж когда-нибудь в процессе обучения стану если не писателем, то журналистом, либо редактором, либо ученым-литературоведом — только не учителем. Подобно Печорину, я чувствовал в себе силы необъятные, заслуживающие, разумеется, лучшего применения сравнительно с убогой карьерой школьного наставника.
Но в один прекрасный день я очутился на пороге института с дипломом учителя и трехлетним контрактом. Не удалось мне уклониться от педагогической стези. «Ну что ж, — вздохнул я. — Графа Монте-Кристо из меня не вышло. Преподавать так преподавать».
И, согласно контракту, отправился на Камчатку».
Ведущий. По камчатским впечатлениям созданы такие песни Кима, принесшие ему известность, как «Рыба-кит», «Капитан Беринг» и др.
На далеком севере Бродит рыба-кит, А за ней на сейнере Ходят рыбаки.
Нет кита, нет кита, Нет кита, не видно, Вот беда, вот беда, До чего обидно!
Как-то ночкой черною Вышел капитан, И в трубу подзорную Ищет он кита:
«Нет кита, нет кита, Нет кита, не видно, Вот беда, вот беда, До чего обидно!»
Как-то юнга Дудочкин Бросил в море лот, И на эту удочку Клюнул кашалот.
Вот и кит — но что за вид: Только ребра видно, Фу, какой — худой такой! До чего обидно!..
На далеком севере Бродит рыба-кит, А за ней на сейнере Ходят рыбаки.
Поэт. «Без малого девять лет я учительствовал, и с удовольствием. Точнее, с чувством увлекательного и значительного дела. Бесконечно творческого. Одновременно с этим шло у меня, и все лучше и больше, дело писательское, и настал момент прощания со школой. Что ж, по судьбе, по призванию вышло мне быть писателем.
Не вышло бы — я бы учительствовал по сей день».
Ведущий. Дружба Юлия Кима с кинематографом началась еще в 60-е годы и продолжается до сих пор. Много пишет Ким и для театра.
Среди его произведений — песни и романсы, куплеты и баллады, арии и молитвы, которые исполняют солдаты, студенты, рыцари, охотники, офицеры, странники, красноармейцы, пираты — герои произведений Мольера, Гайдара, Свифта, Сервантеса, Маяковского, Островского и др.
Медам, месье, синьоры! К чему играть спектакли, Когда весь мир театр И все мы в нем актеры, — Не так ли, не так ли? Медам, месье, синьоры!
Как жаль, что в этой драме Бездарные гримеры.
Коварные суфлеры — Мы сами, мы с вами. О, как бы нам, синьоры, Сыграть не фарс, а сказку. О счастье и надеждах, Сыграть, пока не скоро Развязка, развязка!..
О, мир, где вместо падуг Над нами арки радуг, Где блещет вместо ламп луна! Где мы, мы играем слабо, О, как бы нам хотя бы Не путать амплуа, амплуа… Амплуа?
Гоп-ля-ля!
Я клоун, я затейник, Я выбегаю на манеж не ради денег, А только ради смеха: Вот это клоун! Вот потеха! Вот чудной!
Быть может, когда я — вот он, Одной печалью станет меньше у кого-то, — Выходит, ровным счетом, На свете больше станет радостью одной!
Я клоун, веселый клоун! Я этой шапочкой навеки коронован! Ну разве я не прекрасен? Вот это клоун! Вот потеха!
Вот чудной! Давайте поля сражений Объединим в один манеж для представлений: Я выйду на середину — И вы, как Дети, смейтесь, смейтесь надо мной! Я клоун!
Я затейник!
Ведущий. Особая тема в творчестве любого поэта — тема любви, и Юлий Ким не исключение. Меняются эпохи и правительства, меняются нравы и обычаи, но любовь все так же остается самым прекрасным чувством на земле, которое оказывается Обыкновенным чудом и помогает победить всех колдунов и злодеев, пережить все невзгоды и испытания.
Не покидай меня, весна, Грозой и холодом минутным Меня напрасно не дразни! Не покидай меня, весна, Сияй мне ярче с каждым утром! Продлитесь вы, златые дни…
Продлись, продлись, мой дивный сон! Тебя послало провиденье, Тебя так долго я ждала! Ты так прекрасен, милый сон, Что я не верю в пробужденье, И лишь тобой душа жива!
Не покидай меня, весна, Когда так радостно и нежно Поют ручьи и соловьи! Не покидай меня, весна, Не оставляй меня, надежда На чудо счастья и любви!
Ведущий. Юлий Ким, безусловно, блестящий стилист и непревзойденный мастер театральных монологов. Но он еще наш с вами современник, поэтому не может не откликнуться на события, происходящие в жизни страны. «Совесть, благородство и достоинство — вот оно, святое наше воинство» — эти слова вслед за Булатом Окуджавой мог бы повторить и Юлий Черсанович.
Все в мире снова темно и грозно. Как докричаться до глав правительств? Договоритесь — еще не поздно! Пока не поздно — договоритесь!
Мы понимаем — это трудно, очень трудно. Мы понимаем — наша песенка наивна: Наверно, легче сдохнуть обоюдно, Чем хоть бы раз довериться взаимно. Мы понимаем: слишком много генералов, Которых не переучить на почтальонов. Мы понимаем: ради высших идеалов Необходима гибель наших миллионов, — Мы понимаем… Но как же дети?
За что же дети — обречены? Нет ничего на белом свете, Что может стоить такой цены.
Поэт. «Я много думаю — куда пойдет страна, и, знаете, мне замерещился какой-то странный тип человека, который должен появиться в нашей жизни. Я хоть смутно, но себе его представляю — в нем немало черт знакомых мне людей. Самая главная его отличительная черта — свободный российский человек».
Когда тобою решено Добиться благородной цели, То остается лишь одно: Осуществить мечту на деле. И вот, покинув отчий Дом, Идешь, исполненный отваги, И пусть овраги, пусть коряги, — Ты все равно идешь своим путем…
То круто вверх, то резко вниз, Взлетел опять — и вновь расшибся. А слева смех, а справа свист: «Эй! Признавайся, что ошибся!» А ты все дальше, напролом, И видишь сквозь туман и слезы: Все шире даль… Все ближе звезды… И ты не зря идешь своим путем!
И ты всегда иди своим путем.
Ведущий. Юлий Ким — автор десяти книг, двадцати девяти пьес, им написаны песни к сорока спектаклям и к пятидесяти фильмам. Интересно, кем считает себя сам Ким — поэтом, бардом, драматургом?
Поэт. «Я думаю, что слово «поэт» — самое точное определение. Не только потому, что главным образом я пишу стихи, но и по общему ощущению самого себя. Можно просто сказать — русский писатель, поскольку это включает все — и сочинение пьес, и прозы, и стихов, и песенных текстов».
На пороге наших дней Неизбежно мы встречаем, Узнаем и обнимаем Наших истинных друзей. Здравствуй, время гордых планов, Пылких клятв и долгих встреч! Свято дружеское пламя, Да не просто уберечь…
Все бы жить, как в оны дни, Все бы жить — легко и смело, Не высчитывать предела Для бесстрашья и любви. И, подобно лицеистам, Собираться у огня, В октябре багрянолистом Девятнадцатого дня…
Но судьба свое возьмет. По-ямщицки лихо свистнет, Все по-своему расчислит, Не узнаешь наперед. Грянет бешеная вьюга, Захохочет серый мрак, И — спасти захочешь друга, Да не выдумаешь — как…
На дорогах наших дней, В перепутьях общежитий Ты наш друг, ты наш Учитель, Славный пушкинский Лицей! Под твоей бессмертной сенью Научиться бы вполне Безоглядному веселью, Бескорыстному доверью, Вольнодумной глубине!..
Юлий Ким как проект