«Юному поэту» анализ стихотворения Брюсова
История создания
Стихотворение «Юному поэту» было написано Брюсовым в 1896 г. Поэту всего лишь 23 года, между тем, стихотворение воспринимается как завещание, наставление следующим поколениям. Не исключено, что Брюсов, искренне считавший себя гением, просто прописал в стихотворении собственную программу, символически обратившись к себе самому.
Стихотворение было напечатано во втором сборнике Брюсова «Me eum esse», «Это я» , ставшем достойным продолжением первого сборника «Шедевры». Об этом своем периоде первых сборников Брюсов впоследствии писал в зрелом стихотворении: «Мы были дерзки, были дети».
Литературное направление и жанр
Брюсов — основоположник русского символизма. Распространение символизма в России он считал своим предназначением, о чем сообщил в письме Верлену в 1993 г. Период создания второго сборника сам Брюсов называл декадентским. Обозначив определенную холодную отстраненность от материального мира, который представляется ненавистным, ничтожным, грязным.
Недаром стихотворение «Юному поэту» открывало сборник Брюсова. Это манифест символизма.
Стихотворение принадлежит к жанру философской лирики.
Тема, основная мысль и композиция
Тема стихотворения — роль поэта и поэзии. Основная мысль состоит в провозглашении взгляда на роль поэта и поэзии символистов: поэзия должна быть отстранена от «толпы», возвышена над ней. Поэт — особый человек, гений, который может пренебрежительно относиться к людям и обществу, поклоняясь только высокому искусству, недоступному простым смертным.
Стихотворение состоит из трех строф. В первой строфе лирический герой обращается к юному поэту и провозглашает первый завет. Вторая строфа — второй и третий завет.
В третьей строфе-выводе лирический герой подчеркивает важность трех заветов, считая их единственным залогом того, что юноша превратится в настоящего поэта.
Название стихотворения «Юному поэту» важно в идейно-композиционном смысле. Юноша является поэтом потому, что пишет стихи и считает себя поэтом, но лирический герой уверен, что юный поэт должен потрудиться для этого высокого звания.
Тропы и образы
В первых двух строчках лирический герой рисует классический, близкий к романтическому, образ поэта с помощью эпитетов: юный возраст, бледная кожа, горящий взор.
Из этих трех характеристик в последней строфе изменяется только одна. Взор становится смущенным , потому что в душу пылкого юноши закрались сомнения: сможет ли он оправдать высокие требования, которые сам на себя должен возложить? Восклицательный знак в конце второго обращения говорит о душевном волнении лирического героя.
Качество поэзии — главный вопрос его жизни.
Лирический герой, умудренный опытом поэт, дает юноше три завета. Завет — это не то же самое, что совет, который можно дать по-дружески или который может услышать ученик от учителя. Завет — это наставление или наказ, который дают потомкам или последователям.
В данном случае речь идет, конечно, о последователе и преемнике. Завет намекает еще и на библейские Ветхий и Новый Завет, возводя поэзию в ранг религии, перед которой преклоняются.
Первый завет выражен антитезой, в которой противопоставляются настоящее и грядущее. Только грядущее — предмет исследования, «область» поэта.
Второй завет может показаться странным: лирический герой призывает юного поэта к эгоизму, учит его быть самовлюбленным и черствым. Но, если вдуматься, поэзия символистов требовала полной сосредоточенности на внутреннем мире поэта, это исключало сочувствие, которое предполагает интерес к другой личности. К тому же самолюбивый Брюсов рисует идеального поэта с себя.
Третий завет — поклоняться искусству — восходит к стихотворению Пушкина «Поэт и толпа», где поэт приходит к выводу, что поэты — особые существа, рожденные для вдохновенья, сладких звуков и молитв. В третьем завете лирический герой указывает на божество поэта — искусство. Оно становится основой поэзии символистов.
В этой строфе ключевую роль играют наречные эпитеты беспредельно , безраздумно, бесцельно . Благодаря этим тропам и обилию глаголов достигается динамизм. Заветы — это, прежде всего, призыв к действию.
Юноша, которому лирический герой дает наставления, переживает примерно то же, что и юноша из Нового Завета, который спросил у Иисуса, как попасть в Царствие Небесное. Иисус посоветовал ему продать имение и деньги раздать нищим. Юноша отошел от Иисуса огорченным, потому что понимал невыполнимость этого завета.
Так и юноша из стихотворения смущается, понимая, что принять три завета лирического героя, а, главное, исполнить их — почти невозможно. Метафора «молча паду я бойцом побежденным» отсылает к надписи Жуковского на собственном портрете, подаренном Пушкину: «Победителю-ученику от побежденного учителя». Зрелый Жуковский мог оценить беспристрастно талант молодого Пушкина, но Брюсов, сам еще очень молодой, в глубине души не согласен уступить кому-то пальму первенства.
Так что последняя строчка чисто гипотетическая, лирический герой никуда не уходит из мира, чтобы «оставлять» в нем поэта.
Размер и рифмовка
Стихотворение написано четырехстопным дактилем. Рифмовка перекрестная, женские рифмы в каждой строке способствуют торжественному изложению мыслей. Высокий стиль создают также старославянизмы: завет, грядущее, паду, взор, храни.
«Юному поэту» анализ стихотворения Брюсова