Задание со звездочкой
ВОПРОС. Прочитайте стихотворение Александра Кушнера. Попробуйте определить в нем то, что на нашем школьном языке называют «позицией автора». На каком этапе стихотворения она становится ясна?
Как вообще здесь развивается мысль? Почему автору понадобилось значительную часть строк заключить в скобки? Как «показать» их при чтении вслух?
Во дни сомнений В дни раздумий . Ты мне один — опора и порука. (Или подмога? Кто бы мне помог?
Стихотворенье в прозе, что за мука! Как это можно выучить? Во дни?) Во дни сомнений, тягостных раздумий — Зато теперь понятно мне, каких.
Про черный день стихи, на крайний случай. Язык и есть Россия. Свободный и могучий. 1983
ОТВЕТ. Это стихотворение, как часто бывает у Кушнера, построено на игре-диалоге с классическим текстом — в данном случае со стихотворением в прозе Тургенева. Тургеневский текст постоянно перебивается заключенными в скобки вставками — и никак не может добраться до финала хотя бы первого предложения. Создается впечатление, что перед нами два голоса: учителя, который несколько пафосно и тяжеловесно читает на уроке Тургенева, и его маленького ученика , внутри себя комментирующего услышанное.
Эти голоса никак не складываются в диалог: учитель не может понять, что взрослый текст не доходит до сознания ребенка, что существует серьезный разрыв между тем, что интересно ученику, и тем, что ему предписано изучать программой. Со своей стороны и школьник не протестует вслух : задано учить наизусть эту труднопроизносимую бессмыслицу — значит, буду учить. Взрослым разве можно объяснить, что «вставочка в пенал» важнее их непонятных стихотворений в прозе?
Этот разрыв зафиксирован так зримо, что поначалу может показаться: поэт против навязывания чтения не по возрасту. Стихи прошли мимо сознания ученика, оттолкнули его от себя. Чудо поэзии осталось ему неведомым. Так зачем же их было вставлять в программу?
Однако финал стихотворения опровергает такой первоначальный вывод. Тире и слово «зато» мысль переворачивают. Слово берет повзрослевший ученик, доросший до бессмысленно заученных когда-то стихов и высказанных в них мыслей позже.
Для него оказалось важным, что поэтическое слово было в нем посеяно , потому что впоследствии оно проросло, созрело, оказалось созвучным его собственным настроениям — и очень нужным этому бывшему ученику.
Конечно, так произойдет не со всяким поэтическим словом и не с каждым учеником, но надежда на это чудо остается. Так что посевную отменять рано.
Задание со звездочкой