• Главная
  • Рубрики
  • Все сочинения
Экзаменационные сочинения > Тематические сочинения > Заграница нам поможет?

 

Заграница нам поможет?

В последнее время средства массовой информации довольно активно обсуждают результаты, показанные нашими школьниками во время международных исследований PISA. Для незнающих поясню: PISA — это не город в Италии, а аббревиатура, в переводе на русский расшифровывающаяся как Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся. Речь идет об учениках пятнадцати лет, то есть соответствующих примерно 9-10-му классу. Основной целью исследования PISA является поиск ответа на вопрос, обладают ли пятнадцатилетние школьники знаниями и умениями, необходимыми для полноценного функционирования в обществе, могут ли они применять на практике для решения своих жизненных проблем то, чему их учили в школе.

Проверка идет в нескольких «областях»: выявляется математическая грамотность учащихся, грамотность чтения, естественно-научная грамотность и способность решать комплексные проблемы.

В 2003 году в исследовании приняли участие более 250 тысяч учащихся из сорока стран мира. Наших школьников среди них было почти 6 тысяч; они представляли 212 образовательных учреждений из 46 регионов. Поскольку Россия участвовала и в предыдущем исследовании, проводившемся в 2000 году, есть возможность увидеть не только абсолютные показатели результатов, но и оценить динамику образовательных достижений наших школьников.

Вот именно о ней и хотим мы сказать несколько слов.

Больше всего потряс образовательное сообщество тот факт, что мы оказались в хвосте колонны с предметом, который традиционно считался у нас чуть ли не лучшим в мире, — математикой. Да, на многих международных олимпиадах мы берем первые места, но этот спорт высоких достижений не отменяет того факта, что на массовом, «физкультурном» уровне мы заняли среди сорока стран-участниц 29-31 места. Обгоняя своих сверстников из Финляндии, Нидерландов, Канады, Австралии по Количеству знаний, по их Уровню, мы вчистую проиграли представителям этих же стран по Умению эти знания применять. «Это говорит о том, — читаем в отчете российской стороны, — что, обеспечивая учащихся значительным багажом знаний, российская система обучения математике не способствует развитию у них умения выходить за пределы учебных ситуаций, в которых формируются эти знания… Давно поставленная перед российской школой цель подготовить выпускников к свободному использованию математики в повседневной жизни в значительной степени не достигается…»

Плохо — но хотя бы стабильно плохо: в 2000 году мы заняли 21-25 места среди тридцати двух стран. Этого, к сожалению, нельзя сказать об области, непосредственно связанной с нашим предметом, — о так называемой «грамотности чтения».

«Результаты в области грамотности чтения, — сказано в том же отчете, — вызывают большую обеспокоенность, во-первых, в связи с низкими количественными показателями, и, во-вторых, в связи с их отрицательной динамикой» . Цифра поражает воображение: навыками грамотного чтения, необходимыми для успешной адаптации в обществе, обладают лишь 36% пятнадцатилетних учащихся России. Высокий уровень грамотности, умение понимать и интерпретировать сложные тексты, критически оценивать информацию, формулировать гипотезы, делать выводы и т. п. продемонстрировали только 2% учащихся.

13% школьников не достигают нижней границы грамотности. Место России — 32-34 из сорока стран.

Существенна и разница с 2000 годом: первая из приведенных цифр тогда была 43%, вторая — 3%, третья — 9%. Вывод простой: количество безграмотных увеличилось, грамотных — снизилось, причем заметно. Подчеркнем, что под грамотностью в исследовании PISA понималось не то, что понимается у нас: Не орфография и пунктуация, не техника чтения, а способность понимать и интерпретировать текст, искать в нем информацию, преобразовывать форму текста и вообще всячески с ним работать.

А тексты — далеко не только литературно-художественные, но и научно-популярные, и газетные, и официально-деловые, и технические, и рекламные, и даже налоговые или визовые формы, таблицы, графики, расписания.

Еще больше растравляет нашу рану сравнение со странами-лидерами. В них учащиеся с самым высоким уровнем грамотности составляют 12-16% . Тех, кто обладает достаточным уровнем грамотности, выявлено 65-80% .

Тех, кто не дотягивает до нижней планки, в странах-лидерах не больше 8% .

Любопытно познакомиться с некоторыми выводами, которые делают на основании этих цифр ученые, занятые проблемами оценки качества образования. Прежде всего специалисты указывают на то, что «значительно ухудшились результаты российских школьников по заданиям на размышление о содержании сложных текстов и их интерпретацию» . Позволим себе комментарий: а чего же иного ожидать, если В российской школе сокращаются часы на изучение предмета, который по самой задаче своей призван работать с литературным текстом, если Стандарты перегружены до немыслимых пределов, если Чтение заменяется поверхностным знакомством с пересказами произведений, если Учебники наполнены схоластическими сведениями — да теперь еще и Сочинение повсеместно вытесняется убогими тестами ЕГЭ?

Не видится ли вам связи тех изменений, которые претерпевает сегодня один из центральных для нашей системы предметов, с результатами наших школьников?

Весьма характерен следующий вывод: «Анализ результатов российских учащихся показал, что там, где они… отвечают на вопросы по литературному произведению, они приближаются к достижениям учащихся других стран. В этом случае их не смущают ни проблемные вопросы, ни познавательные задачи, ни задания, требующие размышлений и рефлексии. В том же случае, когда учащимся предлагались… тексты, включающие диаграммы, таблицы, схемы и т. п., они затруднялись даже в выполнении заданий репродуктивного характера» .

Но ведь Это не что иное, как Международное признание качества и необходимости нашего с вами предмета! На материале художественных текстов наши школьники могут делать сложные задания на уровне мировых стандартов — так это потому, что фактически только мы и занимаемся с ними анализом текста, интерпретацией его, способами построения своих высказываний. А если на другом материале они пробуксовывают, то это говорит о том, что вопросы текста очень мало занимают преподавателей других предметов — тех, которые работают не с художественными текстами, а как раз с «таблицами, схемами, графиками».

Давайте теперь уберем литературу из школы — и во время следующей PISA показатели грамотности чтения будут еще ниже.

Нам часто говорят о том, что литература — предмет неудобный: и в стандарты он не вписывается, и оценке объективной не поддается, и в тесты не укладывается. Да и за рубежом аналогов нет, поэтому при образовательной интеграции должен он волей-неволей пострадать одним из первых. Но не кажется ли вам, что сейчас именно от лица, так сказать, международного сообщества мы получаем более чем обоснованное подтверждение того, что Литература в школе должна быть не только сохранена, но и укреплена?

Что вопросы, связанные с формированием общей грамотности чтения, решаться должны на ее базе, с привлечением ее опыта? Что рано в угоду унификации уничтожать то, что складывалось веками и неразрывно связано с нашей традицией? Стоит вспомнить замечательные слова философа, литературоведа Г. С. Померанца, сказанные давно и по другому поводу, но полностью сохранившие актуальность: «Европа — концерт наций, общеевропейское — отвлеченность; европеизация требует не нивелировки этнических особенностей, а развития их в общеевропейском духе».

То есть чем больше мы выявляем свою, не заимствованную сущность, чем больше развиваем то особенное, что в нас есть, тем больше мы и становимся европейцами — у нас же почему-то процесс интеграции с Европой понимается как «пустое, рабское, слепое подражанье».

При этом мы отдаем себе отчет в том, что состояние литературного образования в нашей стране далеко от совершенства, что методы его зачастую устарели, что подготовка специалистов ведется из рук вон плохо. Нам есть чему учиться и куда развиваться. И не случайно среди выводов, сделанных из результатов исследования, есть и такие, нелестные для нас: «Многие из текстов, необходимых сегодня подросткам, вступающим в жизнь, отсутствуют . На уроках литературы не предлагаются тексты художественной публицистики на волнующие их современные темы. В выполнении заданий к художественным текстам, как правило, не предполагается обсуждение разных точек зрения на прочитанное» ( Там же.

С. 36 ). Справедливо, что среди причин низких достижений наших школьников указывается и такая: «Недостаточный диалогический характер гуманитарного образования в российской школе » .

Все это правда, и нам надо всеми силами Учиться учить. Однако даже эта мысль не отменяет всей Ценности предмета «литература», которую чиновники — не понимают, а международные исследования — чуть ли не впервые подтверждают.

Может быть, если в своем отечестве пророк не слышен, то хотя бы голос из-за рубежа отрезвит горячие головы наших реформаторов от образования?



Заграница нам поможет?

Другие сочинения по теме:

  1. Cтихотворение Н. Заболоцкого «Журавли» Урок литературы в 6-м классе Цель урока. Обучение анализу лирического стихотворения, развитие навыков выразительного чтения, воспитание вдумчивого читателя, ориентация учащихся...
  2. Конспект урока по технологии «Чертежи деталей, изготовленных на станках» 7 класс Чертежи деталей, изготовленных на станках Тема: Чертежи деталей, изготовленных на станках Цели: Создать условия для изучения способов чтения и построения...
  3. Итоговый тест по сказке Г. Скребицкого «Весенняя песня» для учащихся 6 класса Итоговый тест по сказке Г. Скребицкого «Весенняя песня» для учащихся 6 класса С ОУ VIII вида. Автор: Овчинникова Елена Владимировна,...
  4. День грамотности 8 СЕНТЯБРЯ Международный день грамотности — один из международных дней, отмечаемых в системе Организации Объединенных Наций. Грамотность — истинный праздник...
  5. 10 способов улучшить свои навыки чтения 10 способов улучшить свои навыки чтения В современную эпоху информации чтение действительно является одним из основных навыков для выживания. Вот...
  6. Что понимают под техникой чтения? Влияние смыслового и технического чтения на процесс обучения Что же понимают под техникой чтения? Чтение-это сложный психофизиологический процесс, в котором выделяют 2 стороны:1)смысловой-понимание, осознание смысла; 2)технический-темп, правильность, выразительность....
  7. Учимся быть читателями О выразительности чтения Выразительное чтение — это особый вид речи. Художественный текст, произносимый вслух в присутствии других людей, предназначается для...
  8. Как школа может развивать интерес к чтению Международный проект «Школа, где процветает грамотность» — один из ведущих проектов Международной ассоциации чтения и Русской ассоциации чтения — стартовал...
  9. Урок информатики для 3 класса «Информация, человек и компьютер» Технологическая карта урока. Матвеева. Информатика. 3 класс. ФГОС. Урок 6. Контрольная работа №1 «Информация, человек и компьютер» Цели урока: —...
  10. Наталья Сметанникова: «Школе нужен методолог чтения» Наталья Николаевна Сметанникова — кандидат психологических наук, доцент, профессор и директор учебно-методического центра БЕСТТ. Проблемой чтения, в том числе чтения...
  11. Время читать! Кажется, нам не дано предугадать, что год грядущий нам готовит… 2007 год был объявлен в Москве Годом ребенка — с...
  12. Урок английского языка по теме «Школа и Я» Урок английского языка по теме «Школа и Я» Аннотация к работе. В основу урока положен игровой метод обучения. Используется сочетание...
  13. О чтении и образовании Мало кто из педагогов знает, что в стране уже несколько лет действует Национальная программа поддержки и развития чтения. А если...
  14. Тема урока Воспоминание о школе в рассказе М. М. Зощенко Цель урока Закрепить представления учащихся о юморе. Материал для чтения М. М. Зощенко «Пора вставать». Оборудование урока Таблица «Словарь характеристик»....
  15. Технологическая карта к изучению творчества Толстого, Достоевского, Тургенева в 10-м классе От редакции Технологическая карта — интересный опыт планирования занятия по литературе. У нее несколько особенностей. Во-первых, технологическая карта в отличие...
  16. Научно-познавательная литература для детей на уроках в 5-6-х классах Изменившийся вокруг нас мир, изменившиеся общественные приоритеты и круг интересов современного ребенка поставили перед методикой преподавания литературы в школе ряд...
  17. Родительское собрание во 2 классе Конспект родительского собрания для 2 классаРодительское собрание на тему: «Развитие орфографической зоркости у учащихся начальных классов» Автор: Фотлер Светлана Владимировна,...
  18. Отзыв об уроке литературы по повести «Капитанская дочка» Урок был проведен на профессиональном уровне, вызвал неподдельный интерес у учащихся и был построен в форме диалога между учителем и...
  19. Об особенностях уроков литературного чтения во 2 классе В настоящее время в начальной школе реализуется один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника — «Литературное чтение». Содержание...
  20. Конспект урока по математике «Дробные выражения» 6 класс Конспект урока математики в 6 классе Составила: Кучаева Г. А., Учитель математики МОБУ » СОШ № 73″ г. Оренбурга Тема...
« «В двадцать два года нужно было начинать третью жизнь…»
Анализ стихотворения Завещание Заболоцкий »



  • Новые сочинения:

    • Урок розвитку усного зв’язного мовлення. 5 клас
    • Сочинение Творческий путь писателя — Александр Иванович Куприн
    • Сочинение на тему Все профессии Важны
    • Обрыв краткое содержание
    • Літературна творчість Лермонтова в період юності
    • О стихотворении Николая Заболоцкого «Журавли»
    • В. Быков «Сотников»
    • Сочинение по повести Куприна «Олеся»
    • А я вам говорю, что нет
    • Сочинение на тему Мой любимый фильм
Обратная связь | Карта сайта


© 2009-2019 | Экзаменационные сочинения