Законы художественного мира Лескова
«Вся его обстановка, его язык, все, что составляло его жизнь, было пестро, фантастично, неожиданно и цельно в самом себе, как единственный в своем роде храм Василия Блаженного», — писала в 1895 году о только что скончавшемся Лескове Л. Я. Гуревич. Художественное дарование Лескова уникально: он использует формы фольклорных сказок и былин, витиеватую речь древнерусских сказаний, просторечные обороты — но в то же время остается самим собой, уникальным и узнаваемым.. Он смотрит на глубинную суть вещей.
В художественном мире Лескова отсутствуют привычные ориентиры, облегчающие понимание обычному читателю — но тут нужен читатель чуткий, способный жить, как и лесковский мир, по законам звучащего слова. Лескову чужда прямолинейная оценка событий или героев, и каждое слово его иносказательно, каждый поступок персонажа многозначен, а сам текст подобен многомерному пространству: возможны героическая, ироническая, комическая, мифологическая и иные версии «Очарованного странника», каждая из них будет верна, но недостаточна.
Законы художественного мира Лескова