Замысел и композиция «Человеческой комедии» О. де Бальзака
Принцип сквозных персонажей. Оноре Бальзак — сын нотариуса, разбогатевшего во время наполеоновских войн. Его романы стали как бы эталоном реализма первой половины 19 века. Писатель буржуазии, хозяина новой жизни.
Он потому и отвернулся от утверждения В. Гюго, что «действительность в искусстве не есть действительность в жизни», и видел задачу своего великого произведения в показе не «воображаемых фактов», а в показе того, что «происходит всюду». «Повсюду» сейчас — торжество капитализма, самоутверждение буржуазного общества.
Показ утвердившегося буржуазного общества — такова основная задача, поставленная историей перед лит-рой — и Б. ее разрешает в своих романах.
Мысль о единой системе произведений возникла в Бальзака в 1833 году, когда он понял, что его стремление дать широкую панораму жизни Франции, приводившее к возникновению побочных сюжетных линий, не может быть реализовано в одном романе. Так стала складываться «Человеческая комедия» с ее переходящими из романа в роман персонажами, со своим высшим светом — с маркизами д Эспар, виконтессой де Босеан, графами Ресто, герцогами де Гранлье, миом буржуа, представленных бароном Нюсинженом, банкиром Тайфером, папашей Горио, со своими провинциальными аристократами, а так же, такими талантливыми выходцами из третьего сословия, как Бьяншон, Давид Сешар и Люсьен Шардон, хитрой мещанкой мадам Воке Конфлан), героем каторги Вотреном и множеством других, которых по замыслу самого автора должно было стать не менее 2-3 тысяч. Чтобы скрепить подобную панораму характеров, в центр повествования он ставит семью, и семейные отношения персонажей становятся отражением социальных отношений того времени.
Романы «Человеческой комедии» автор разместил по следующим разделам:
1) этюды нравов, куда входили сцены частной, провинциальной, парижской, политической, сельской жизни;
2) философские этюды;
3) аналитические этюды.
Последняя часть оказалась наименее разработанной: принцип, лежавший в основе «физиологии», оказался непродуктивен для серьезного анализа общества. Философские этюды дают представление — в общем виде — об отношении автора к творчеству , страстям и человеческому разуму , размышлениям о социальном двигателе всех событий» . Сцены нравов в формах самой жизни воспроизводят реальную действительность, вскрывая ее подлинную ее сущность.
За беспристрастное изображение современности критика не раз называла Бальзака безнравственным писателем.
Основные принципы своего творчества Б. изложил в «Предисловии к «Человеческой комедии» в 1842 году. Это манифест реалистического искусства Франции. В основе его метода лежит научность. Бальзак, сын века Просвещения, современник биологов-систематиков, подчинил эту статью научной четкости и доказательности. Кювье и Сент-Илер были названы им первыми.
Кювье писал о причинно обусловленной зависимости всех органов организма, Сент — Илеру принадлежит мысль о связи живого существа с его окружением, его средой: «Общество создает из человека, соответственно среде, где он действует, столько же разнообразных видов, сколько их существует в животном мире». Но писатель видит колоссальную разницу между миром природы и человеческим миром, что обусловлено сложным психическим и интеллектуальным устройством личности. До Бальзака Бюффон уже высказывал представление о едином плане строения органического мира.
Писатель хочет найти законы, по которым строится человеческая система.
Бальзак, как и романтики, тоже писал о страстях, но их направленность у него изменилась, как изменился и качественный их состав: » мысль или страсть, которая вмещает мысль и чувство, явления социальные…они и разрушительны». Бальзаковская страсть, во-первых, стала рассудочной, а во-вторых, определялась социальным положением человека. Большинство страстей в » Человеческой комедии» — это не любовь, а стремление к богатству или власти.
Если появляется настоящее чувство, не связанное с расчетом, обычно оно обречено на гибель.
Быть может, влияние научного духа времени на Бальзака ни в чем не сказывалось так ярко, как в его попытке соединить в одно целое свои романы. Он собрал все изданные романы, присоединил к ним ряд новых, ввел в них общих героев, связал родственными, дружескими и другими связями отдельные лица и, таким образом, создал, но не довел до конца грандиозную эпопею, которую назвал «Человеческая комедия», и которая должна была как бы послужить научно-художественным материалом для изучения психологии современного общества.
В предисловии к «Человеческой комедии» он сам проводит параллель между законами развития животного мира и человеческого общества. Он сам говорит, что идея создания этого огромного произведения родилась из сравнения человека с животным миром. Разные виды животных представляют только видоизменение общего типа, возникающие в зависимости от условий среды; так, в зависимости от условий воспитания, окружающей обстановки и т. д. такие же видоизменения человека, как осел, корова и т. д. — виды общего животного типа.
Он понял, что Общество подобно Природе: общество создает из человека, соответственно среде, где он действует, столько же разнообразных видов, сколько их существует в животном мире. Но есть много различий: общественное состояние отмечено случайностями, которых никогда не допускает природа. У животных не бывает внутренней борьбы — они только преследуют друг друга.
У людей борьба более сложная, они обладают разумом.
Смысл моего произведения — придать фактам из жизни людей, фактам повседневным, событиям личной жизни столько же значения, сколько историки придавали значения общественной жизни народов.
Каждая из моих частей имеет свойственную ей окраску.
В целях научной систематизации Бальзак разбил все это огромное количество романов на серии. Кроме романов Бальзак написал ряд драматических произведений; но большая часть его драм и комедий не имела успеха на сцене.
Приступая к созданию гигантского полотна, Бальзак своим исходным принципом объявляет объективность — «самим историком должно было оказаться французское общество, мне оставалось только быть его секретарем». Части эпопеи — этюды . Более 2000 персонажей в «Человеческой комедии» Бальзака.
Замысел и композиция «Человеческой комедии» О. де Бальзака