Замысел первой комедии Гоголя «Владимир третьей степени»
Замысел первой комедии у Гоголя появился сразу же после окончания им «Вечеров на хуторе близ Диканьки». Плетнев в письме Жуковскому (8 декабря 1832 г.) сообщал: «У Гоголя вертится на уме комедия, не знаю, разродится ли он ею нынешней зимой; но я ожидаю в этом роде от него необыкновенного совершенства. В его сказках меня всегда поражали драматические места».
Несколько позже Гоголь сам поделился с Погодиным мыслями о работе над своей первой комедией. «Я не писал тебе: я помешался на комедии. Она, когда я был в Москве, в дороге, и когда я приехал пода, не выходила из головы моей, по до сих пор я ничего не написал. Уже и сюжет было на днях начал составляться, уже и заглавие написалось на белой толстой тетради: «Владимир 3-ей степени», и сколько злости! смеху! соли! Но вдруг остановился, увидевши, что перо так и толкается об такие места, которые цензура ни за что не пропустит. А что из того, когда пьеса не будет играться? Драма живет только на сцене… Мне больше ничего не остается, как выдумать сюжет самый невинный, которым даже квартальный не мог бы обидеться. Но что комедия без правды и злости! Итак, за комедию не могу приняться»
И хотя Гоголь сообщал, что он не может приняться за комедию, замысел се получил свое, хотя и частичное, осуществление. Им был написан ряд сцеп «Владимира третьей степени». Одну из этих сцен — «Утро делового человека» — Гоголь поместил в 1836 году в пушкинском «Современнике». Над другими отрывками своей первой комедии Гоголь работал в 1840 году, желая дать новый сценический материал для М. Щепкина. В собрании сочинений, вышедшем в 1842 году, Гоголь опубликовал в виде отдельных драматических картин «Утро делового человека», «Тяжбу», «Лакейскую», «Отрывок», представляющие собой переработанные сцепы неоконченной комедии «Владимир третьей степени».
Сопоставление этих отдельных сцен не может не привести к выводу о широте и значительности творческого замысла первой комедии Гоголя. В них более или менее отчетливо проступают главные линии незаконченного произведения, живо очерчены некоторые основные его действующие лица. Одним из главных героев «Владимира третьей степени» должен был явиться Иван Петрович Барсуков, изображенный в «Утре делового человека». Крупный петербургский чиновник, Барсуков до конца поглощен своей служебной карьерой. Объятый жаждой высоких чинов и отличий, Барсуков настойчиво добивается получения ордена Владимира третьей степени. Не пренебрегая никакими средствами, он хочет для достижения своих честолюбивых стремлений использовать знакомого чиновника Александра Ивановича, находящегося в близких отношениях с министром. Однако Александр Иванович, сам уязвленный честолюбием, собирается «удружить» Барсукову, помешав ему получить «орденок».
В пьесе выступал в качестве важного действующего лица брат Барсукова — помещик Христофор Петрович. Он приезжает в Петербург с намерением начать судебное дело против своего брата Ивана Петровича, обвиняя того в подделке духовного завещания их богатой тетки, в похищении следуемой ему части наследства. Христофор Петрович обращается к чиновнику, близко знавшему его брата и враждебно к нему настроенному. «Тяжба» посвящена изображению этого эпизода. Здесь показаны помещик, носящий фамилию Бурдюкова, и чиновник Пролетов. Усердный читатель «Северной пчелы» сенатский обер-секретарь Пролетов приходит в изумление от сообщений о наградах его знакомых. «Что это? что это? Неужели Бурдюков? Да, он, Павел Петрович Бурдюков, произведен! а? каково? Взяточник, два раза был под судом, отец — вор, обокрал казну, гнуснейший человек, какого только можно представить себе,- каково? И ведь весь свет почитает его за прямодушного человека!» С удивлением Пролетов узнает от слуги, что к нему приехал Бурдюков, который оказывается братом его соперника, желающим найти управу на своего высокопоставленного родственника.
В той части пьесы, которая после переработки получила название «Отрывок», изображены сестра Барсуковых — Повалищева и ее сын Миша. В первоначальной редакции героиня носила имя Марии Петровны, в тексте «Отрывка» она названа Марьей Александровной. Так же как и ее брат, Марья Александровна отравлена ядом честолюбия. Она желает блистать в высшем обществе. Своего сына, служащего по гражданской части, Марья Александровна хочет перевести па военную службу, в гвардию, где он будет на виду. Этим она сможет хотя бы в какой-то мере удовлетворить свое непомерно уязвленное самолюбие. «Губомазова, эта дура, третьего дня у Рагожинских говорит, и нарочно так, чтобы я слышала… «Я очень рада, что на придворных балах не пускают штатских. Это такие все, говорит, чем-то неблагородным от них отзывается. Я рада, говорит, что мой Алексис не носит этого скверного фрака».- И все это произнесла с таким жеманством, с таким тоном… так, право… я не знаю, что бы я сделала с нею».
Стремясь устроить судьбу своего сына, Марья Александровна хочет, кроме того, выгодно женить его па княжне Шлепохвостовой. «Да ведь она, матушка, дура первоклассная»,- заявляет ее сын Миша. «Вовсе не первоклассная,- отвечает мать,- а такая же, как и все другие. Прекрасная девушка, вот только что памяти нет; иной раз забывается, скажет невпопад, но это от рассеянности, а уж зато вовсе не сплетница и никогда ничего дурного не выдумает».
Сын Марьи Александровны, Михаил, держится иных взглядов на брак и на семью, он намерен жениться не по расчету, а по любви. Увлеченный дочерью бедного чиновника Одосимова, он не хочет уступить настояниям матери, вызывая ее резкие упреки в вольнодумстве. В одной из редакций «Отрывка» содержатся следующие слова Марьи Александровны: «Ну, так! я вот как будто предчувствовала. Все это масонские правила. Все это от рылеевских стихов». Выразительно в «Отрывке» очерчен образ Собачкина — плута, интригана и сплетника. Войдя лестью в доверие к Марье Александровне, он за солидное вознаграждение принимает от нее поручение расстроить предполагавмый брак Миши Повалищева с дочерью бедного чиновника.
Драматическая сцена «Лакейская» переносит нас в иную область жизни, характеризуя новые стороны быта, социальных отношений. В первоначальной редакции «Лакейской» выведен департаментский чиновник Закатищев, который должен был сыграть заметную роль в развертывавшейся острой борьбе между героями пьесы. Узнав о происках Христофора Петровича Барсукова, Закатищев прибегал к Ивану Петровичу Барсукову (действие «Лакейской» происходило в его доме), надеясь выторговать немалое вознаграждение за сообщение новости. «Однако ж я даром ему не скажу об этом сюрпризце, который готовит ему родной братец. Нет, Иван Петрович! Извините — представьте меня непременно к награде! Я уж чересчур усердно вам служу, доставляю запрещенный товар, Нет, тысячонки четыре вы мне должны пожаловать!»
В сохранившихся сценах «Владимира третьей степени» ясно намечены три основные линии развития действия: стремление к чипам Ивана Петровича Барсукова, борьба за наследство, устройство выгодной женитьбы. Судя по всему, эти три линии в творческом замысле писателя сплетались в единую сюжетную основу пьесы. О характере сюжетной интриги позволяют судить отдельные намеки, разбросанные в сохранившихся сценах и, в частности, в их черновых редакциях. Судебное дело, затеянное Христофором Петровичем Барсуковым, явилось препятствием для карьеры его брата Ивана Петровича. Устройство женитьбы Михаила Повалищева на княжне Шлепохвостовой осложнилось тем, что разбором судебной тяжбы о наследстве, которое затрагивало и Повалищеву, занимался чиновник, в дочь которого был влюблен ее сын. В сценах из «Владимира третьей степени» намечены образы чиновников, заинтересованных в развертывавшейся борьбе. Это Пролетов («Тяжба») и Закатищев (первоначальная редакция «Лакейской»). Некоторые сведения о развитии событий в пьесе содержит сообщение И. В. Родиславского со слов М. С. Щепкина: «Старания героя пьесы получить орден составляли сюжет комедии и давали для него обширную канву, которою, как говорят, превосходно воспользовался наш великий комик. В конце пьесы герой ее сходил с ума и воображал, что он сам и есть Владимир III степени. С особенной похвалой М. С. Щепкин отзывался о сцене, в которой герой пьесы, сидя перед зеркалом, мечтает о Владимире III степени и воображает, что этот крест уже на нем».
Замысел первой комедии Гоголя «Владимир третьей степени»