Запятая
ВОПРОС. Сегодня в центре нашего задания будет стоять… запятая. Как нам кажется, от нее можно начать путешествие в глубь текста.
Речь идет о фрагменте XVII строфы первой главы «Евгения Онегина».
Театра злой законодатель, Непостоянный обожатель Очаровательных актрис, Почетный господин кулис, Онегин полетел к театру…
Попробуйте объяснить постановку запятой после слова кулис и связать этот знак с общим смыслом характеристики героя.
ОТВЕТ. Если обратиться к правилам пунктуации, то мы выясним, что «перед собственным именем приложение обособляется только в том случае, если имеет добавочное обстоятельственное значение» .
Такая же ситуация и здесь — только в данном случае перед нами три приложения. Все они не только определяют Онегина, вернее, его отношение к театру — запятая подчеркнет, что здесь есть обстоятельственное значение причины: Онегин летит к театру, Потому что он его злой законодатель, непостоянный обожатель очаровательных актрис и почетный гражданин кулис.
Попросим наших учеников сочинить собственную фразу, устроенную так же: Я лечу в театр, потому что 1)…… 2)……3)…… Наверняка среди ответов найдутся такие: «Потому что мне нравится смотреть спектакли», «Потому что я люблю, когда в зале постепенно гаснет свет и на сцене начинается интересное действо» и тому подобные. Тем яснее станет нам, перебравшим в голове свои мотивы для походов в театр, что для Онегина театр как искусство не существует.
Если и есть какие-либо причины, чтобы быть в театре, то они лежат в иных плоскостях .
А можем ли мы увидеть другое отношение к театру? Конечно, и прямо тут же: следующая же строфа начнется с восклицания «Волшебный край!» и продолжится перечислением имен драматургов, постановщиков. Таков театр для Автора — место, где резвятся музы и берут нас с собой в волшебный полет фантазии.
Да, здесь тоже будут названы и актрисы, и кулисы — но в совершенно ином контексте.
Этот контекст еще шире будет показан в самом финале романа — «Путешествии Онегина». «Упоительный Россини» берет эстафету у «упоительного» легкого вина, чтобы передать ее кипению любви: «Он звуки льет — они кипят, // Они текут, они горят, // Как поцелуи молодые, // Все в неге, в пламени любви, // Как зашипевшего Аи // Струя и брызги золотые…» Это все — театр. Музыка, любовь, хмельное упоение жизнью — вот его синонимы.
Тем интереснее для наших девятиклассников, с которыми мы ведем такой разговор об «Онегине», познакомиться с фрагментом романа «Война и мир» «Наташа Ростова в театре» и подумать, почему автор сознательно разоблачает природу искусства, лишая его «очарований» и выставляя вперед нагую изнанку. Может быть, отсюда возникнет желание провести исследовательскую работу, в которую войдут и наблюдения над театральными мотивами в «Герое нашего времени» или в пьесах Островского, и «Театральный Роман» Булгакова, и «Театр» Сомерсета Моэма.
А начнется все с одной запятой…
Запятая