«Завтра была война»
Урок по роману Бориса Васильева
I. Вступительная беседа
1. Что вы знаете о жизни и творческой судьбе писателя Бориса Васильева?
2. Какие произведения Б. Л. Васильева вам известны?
II. Тест на знание текста
1. Кто из героинь повести «объявила себя Пифией» и «начала вещать»? «Она была щедрой пророчицей: каждого ожидали куча детей и вагон счастья».
А) Лена Бокова,
Б) Зина Коваленко,
В) Искра Полякова,
Г) Вика Люберецкая.
2. Кто это?
«Она каждого слушала по-разному, но зато всем существом, словно не только слышала, но и видела, осязала и обоняла одновременно. Она была очень любопытна и чересчур общительна, почему ее не все и не всегда посвящали в свои секреты».
А) Зина,
Б) Лена,
В) Искра,
Г) Вика.
3. Кто это?
«…часто выступала в школах, техникумах, в колхозах и на заводах. Говорила резко и коротко, точно командуя, и мы ее побаивались».
А) Тов. Полякова,
Б) Валентина Андроновна,
В) Искра Полякова,
Г) здесь нет нужной героини.
4. Кто это?
«В свинцовом зеркальном холодке отразилась смуглая маленькая девушка с круглыми от преступного любопытства, блестящими, как вишенки, глазами».
А) Лена,
Б) Искра,
В) Вика,
Г) здесь нет нужной героини.
5. Кого из девочек в классе «…не только любили, но слушали. Слушали все, но зато ничего не прощали. …всегда помнила об этом и немного гордилась, хотя оставаться совестью класса было порой нелегко».
А) Люберецкая,
Б) Коваленко,
В) Полякова,
Г) Бокова.
6. Закончите фразу:
«Искра привычно вскочила. Мать с перекошенным, дергающимся лицом лихорадочно рвала…»
А) конверт,
Б) цветы,
В) обертку бандероли,
Г) ремень.
7. Чего не терпел директор школы?
«…и за все разом любила директора школа. Любила, уважала, но и поба-ивалась, ибо директор не терпел… и, если ловил лично, действовал сурово».
А) Наушничья,
Б) воровства,
В) хулиганства,
Г) здесь нет нужного слова.
8. Кто «был продуктом целеустремленной деятельности Искры, реально существующим доказательством ее личной силы, настойчивости и воли»?
А) Артем Шефер,
Б) Сашка Стамескин,
В) Пашка Остапчук,
Г) Вовик Храмов.
9. Вспомните, кого из поэтов любили девочки.
А) Искра
Б) Лена
В) Зиночка
Г) Вика
Д) Пушкина,
Е) Багрицкого,
Ж) Есенина,
З) Светлова.
10. Вставьте во фразу нужное слово.
«Она стала чужой, чужой настолько, что ее даже перестали…»
А) бояться,
Б) ненавидеть,
В) не любить,
Г) презирать.
11. Кто это?
«…рос он среди драчунов братьев, умел постоять за себя и ничего не боялся. Ни боли, ни крови, ни встречного удара. Он был ловок, увертлив…»
А) Валька,
Б) Артем,
В) Жорка,
Г) Серега.
12. Кто из героинь была «вполне сложившейся, спокойной, уверенной в себе и своем обаянии девушкой с большими серыми глазами»?
А) Люберецкая,
Б) Коваленко,
В) Полякова,
Г) здесь нет нужной героини.
13. Кто из героев был главным конструктором авиационного завода, имел орден Боевого Красного Знаме-ни за Гражданскую войну и орден за высокие достижения в мирном строительстве?
А) Леонид Сергеевич,
Б) Андрей Иванович,
В) Николай Григорьевич,
Г) здесь нет нужного героя.
14. Кто из девочек «…по-прежнему усердно занималась, читала стихи и неформулярные романы, играла в баскетбол, ходила… в кино или просто так и регулярно выпускала стенгазету, поскольку была ее главным редактором»?
А) Лена,
Б) Искра,
В) Вика,
Г) Зина.
15. У кого из героинь «была такая тяга к странному — ляпнуть что-то, а потом посмотреть, что из этого выйдет? Из того опыта ничего доброго не вышло, но зато… всласть наревелась и долгое время ходила в героинях, даже за косы ее дергали сильнее и чаще, чем остальных девочек».
А) Искра,
Б) Вика,
В) Лена,
Г) Зина.
III. Анализ романа «Завтра была война»
История создания произведения
Вот как сказал о нем сам автор: «Я написал три книги о войне и хотел в них показать как бы три ее лика. В повести «А зори здесь тихие» рассказать о войне как о жесточайшем испытании…
В романе «В списках не значился» хотелось сказать о том, что если человек с высокой нравственностью, если он живет и действует по совести, то в тяжелый для Родины час он станет героем, даже сражаясь в одиночку.
А повесть «Встречный бой» — это протест против бессмысленных потерь на войне…
Когда эти три вещи были уже написаны, меня стал мучить вопрос: а кто же они были — те, кто вынес эту войну на своих плечах? Откуда они взялись, эти мальчишки и девчонки, максималисты, ушедшие на фронт со школьной парты? Как выросли они такими? Так появился Роман о предвоенной школе «Завтра была война»» .
Роман был напечатан в 1987 году в журнале «Юность». В ответ на это произведение редакция получила тысячи писем. Писали чаще юные, но много писем пришло и от людей немолодых, помнивших довоенную школу, чьи судьбы были схожи с судьбами героев Бориса Васильева.
По роману поставлены спектакли, снят фильм.
Беседа
А. Когда и где происходят события романа «Завтра была война»?
(Действие построено хронологически. Начинается оно в 1938 году. Основные события происходят в сентябре-октябре 1940-го.
Заканчивается роман встречей выпускников в 1980 году.
В романе изображен город Воронеж с его широким проспектом Революции и самым большим фотоателье на нем.)
Б. Назовите основные темы романа.
(Повесть о своем времени; «мысль семейная».
О каждой теме говорим отдельно.)
Повесть о своем времени
Индивидуальные сообщения учащихся об эпохе 40-х годов, узнаваемой в романе.
Как происходило утверждение коммунистической идеологии? Ее признаки. Опора на цитаты:
«Готовьтесь к борьбе!…»
«И надо учиться любить и учиться ненавидеть, и это самые главные предметы в жизни…»
«…враги используют сейчас любые средства, чтобы растлить нашу молодежь, чтобы оторвать ее от партии, чтобы вбить клин между отцами и детьми…»
«Честь — дворянское понятие. Мы ее не признаем».
«Человека вообще нет. Нет! Есть гражданин, обязанный верить. Верить!»
Материальное положение населе-ния в стране.
Опора на цитаты:
Пирожные «они привыкли есть только по великим праздникам…»
«…сахара нет, будут давать по 2 кг».
Что нового вы узнали о школе того времени?
Опора на цитаты:
«…спортзал — редчайшая вещь по тем временам».
Система оценок: «очень плохо», «посредственно», «отлично».
Запрет на Есенина.
«Мысль семейная»
Самостоятельная работа учащихся по тексту произведения.
Задание: разделившись на группы, составьте рассказ о семьях героев романа по данному плану.
План
1. Что вы узнали об истории семьи?
2. Дайте характеристику родителям героя.
3. Кто стоит во главе семьи?
4. На каких принципах строятся взаимоотношения взрослых и детей?
5. Что воспитывает каждая семья в своих детях?
6. Сильные и слабые стороны в системе воспитания этой семьи.
1-я группа. Семья Люберецких 2-я группа. Семья Коваленко (пролог, гл.
4, 5) 3-я группа. Семья Шеффер 4-я группа. Семья Поляковых 5-я группа.
Семья Стамескина
Семья Люберецких
Мать Вики давно умерла. Глава этой семьи — Леонид Сергеевич. К моменту действия романа принял место главного инженера авиационного завода.
Леонид Сергеевич — «рефлектирующий интеллигент». Он честно слу-жил новой идеологии, но не все в ней понимал. Например: истина для него не могла быть догмой, «она обязана все время испытываться на прочность и целесообразность». Леонид Сергеевич на все имеет собственный взгляд. Он любит запрещенного Есенина, цитирует «буржуазного» поэта Блока, вспоминает встречи с Маяковским и споры с ним: «Мы не довольствовались абсолютными истинами, мы искали и спорили.
Спорили ночи напролет».
По мнению Люберецкого, в жизни есть две святые обязанности, о которых нужно всегда думать: для женщин — научиться любить, а для мужчин — служить своему делу. Это основной принцип воспитания дочери.
В эпоху общественных интересов он разделил жизнь на общественную и сугубо личную . Таким образом, Люберецкий отказывался быть просто винтиком государственной машины. Подобное мироощущение придет в наше общество лишь в 60-е годы, в знаменитую «хрущевскую оттепель».
Поэтому Люберецкого мож-но назвать несвоевременным человеком.
В семье царят любовь и взаимопонимание. Но Леонид Сергеевич живет в состоянии беспокойства за дочь. Выражалось оно в крайностях: «Страх за дочь породил машину, доставляющую Вику в школу и из школы, в театр и из театра, за город и домой». Желание видеть ее самой красивой привело к заграничным нарядам.
Тем самым он торопил ее развитие. Ошибкой в семейном воспитании Люберецкого было то, что ее наряды, машина отделили Вику от ребят ее класса, по уровню жизни она стояла над ними, поэтому у нее появилось чувство «вдовствующей императрицы», а за ним и одиночество, которым она очень тяготилась. «Но была самолюбива, больше всего боялась, что кто-нибудь вздумает ее жалеть…»
Отец был единственной опорой Вики в жизни, поэтому, потеряв его, она сделала первый шаг к самоубийству. У нее не было друзей, которые разделили бы с ней горе .
Как человек своего времени, Вика была предана идеологии, царившей в обществе. Но школа, Валентина Андроновна хотели отторгнуть ее, исключив из комсомола. Она стала дочерью врага народа.
Все это легло непосильным грузом на плечи девочки, и она решила уйти из жизни.
Затем выслушиваются и дополняются ответы каждой группы, делаются выводы.
В. Продолжение беседы.
Проследите, как смерть Вики повлияла на каждого в классе? Кто из одноклассников не выдержал нравственной проверки смертью Вики Люберецкой? Прав ли Андрей Дементьев, сказав: «Кто-то гибнет не потому, что зло сильнее, а потому, что добро необходимо разбудить, заставить действовать»?
Чем увлекались ваши ровесники в сороковых? Что знаете вы о дрейфе «Седова», интербригадах? Насколько они похожи на вас?
Какие из традиций 9-го «Б» вы хотели бы перенести в жизнь вашего класса?
IV. Обобщение
Вика и Искра придумывают надпись на памятник С. Есенина.
Опишите памятник, который поставили бы вы вашим ровесникам из сороковых. Какая надпись могла бы быть на нем?
V. Домашнее задание. Написать сочинение на одну из тем.
«Мысль семейная» в романе Б. Л. Васильева «Завтра была война». Становление предвоенного поколения по роману Б. Л. Васильева «Завтра была война».
«Завтра была война»