Жан Батист Мольер (1622-1673). Краткая летопись жизни и творчества
15 января 1622 г. родился Жан Батист Мольер (поэтический псевдоним Жана Батиста Поклена) в Париже в семье придворного обойщика и мебельщика. Отец надеялся, что сын унаследует его ремесло и звание. Жан Батист учился в приходской школе, с детства увлекался театром.
В 1636 г. отец отдает сына в Клермонский колледж. Это был один из наилучших учебных заведений Франции XVII ст. Жан Батист изучал латынь, юриспруденцию, захватывался философией.
В 1641 г. закончив Клермонский колледж, Жан Батист по требованию отца поступил в Орлеанский университет, получил диплом юриста, что давало ему возможность заниматься адвокатурой. Тем не менее, ожидания старшего Поклена оказались напрасными — его сын не стал адвокатом, а пошел в актеры.
В 1643 г. вместе с друзьями Жан Батист основывает театр и принимает псевдоним — Мольер. Театр назвали «Блестящим театром». Но попытка завоевать сцену в столице была неудачной. У трупы не было ни опыта, ни репертуара. И вдобавок в Париж была приглашена итальянская труппа, с которой «Блестящий театр» конкурировать не мог. Трупа театра отправилась в путешествие по Франции.
В 1645-1658 гг. на протяжении 13 лет Мольер работал в составе странствующей труппы комедиантов, выполняя комические роли. За эти годы хорошо познал народную жизнь, постиг характер мыслей людей, их психологию, интересы, язык. Именно в этот период у Мольера раскрылся талант драматурга. Бедность репертуара труппы заставила его взяться за перо. Сначала перерабатывал итальянские фарсы, приспосабливая их к французским условиям. Потом начал вводить в них оригинальные элементы, со временем взялся за самостоятельное творчество. Пьесы были преисполнены непринужденной веселости, спектакли проходили с триумфом. Мольер, который к тому времени возглавил труппу, решил вернуться в Париж.
1658 г. — Труппа Мольера выступала в Луврском дворце. На спектакле присутствовал юный король Людовик XIV, которому понравилась и комедия Мольера «Влюбленный врач», и зажигательная игра автора в главной роли. Король разрешил Мольеру поселиться с труппой в Париже и предоставил ему театральное помещение возле Лувра, а со временем — Пале Рояль, построенный когда-то кардиналом Ришелье.
1658-1673 гг. — Парижский период жизни и творчества Мольера. За 14 лет своей творческой жизни в Париже он создал 34 пьесы.
После первого спектакля король навсегда стал почитателем таланта Мольера и его защитником. Не раз он брал под свою защиту писателя, который своими остро сатиричными пьесами вызвал раздражение дворянской знати, служителей церкви, литературных недругов.
Однако свобода творчества под заступничеством короля была относительной. На Мольера была положена обязанность принимать участие в организации королевских праздников. В угождение вкусам короля, который любил сам выступать в танцевальных номерах на сцене, Мольер написал несколько «комедий-балетов».
Враги вмешивались в личную жизнь писателя. Они писали клевету на его жену Арманду Бежар. Лишь вмешательство самого короля, который согласился быть крестным отцом первенца Мольера и Арманды, заставило замолкнуть недругов.
1672-1673 гг. — Последний год жизни Мольера был омрачен тяжелыми потерями. Умирает его младший сын Пьер, уходят из жизни давние друзья, которые поддерживали драматурга. Длятся интриги со стороны актеров труппы. Все это подорвало моральный дух и физические силы Мольера. Он ощущал, что угасает. В таком состоянии Мольер написал последнюю пьесу «Притворный больной». Мольер в последние дни своей жизни не только проводил репетиции спектакля, а и сам выступил в роли «больного» — Аргана.
1673 г. — 17 февраля на четвертом спектакле пьесы «Притворный больной» у Мольера пошла из горла кровь. Через несколько часов после спектакля он умер. Из-за того, что драматург не успел перед смертью получить «отпущение» грехов, парижский архиепископ запретил хоронить Мольера по церковному обряду.
1673 г. — Ночью 21 февраля прах драматурга был похоронен за пределами кладбища.
Жан Батист Мольер (1622-1673). Краткая летопись жизни и творчества