Жанр, указывающий путь
Новое воспринимается как новое на фоне уже популярного, поэтому вначале нужно определить область поиска и, говоря методическим языком, актуализировать знания учащихся. На доске семиклассники видят кроссворд, который призван привлечь их внимание к категории ЖАНРА, и самостоятельно формулируют задание: надо решить кроссворд, вписав названия жанров:
Изученные в начале учебного года жанры древнерусской литературы: 1) житие и 3) хронику — распознают быстро. А вот угадать название жанра, разговор о котором шел в 5-м классе, помогает пример-подсказка: «Осел натянул львиную шкуру и стал расхаживать, пугая неразумных животных. Завидев лисицу, он и ее хотел напугать; но та услышала, как он ревет, и сказала ему: «Будь уверен, и я бы тебя испугалась, кабы не слышно было твоего крику».
Так иные неучи напускной спесью придают себе важность, но выдают себя своими же разговорами».
Заполняем вторую строчку кроссворда и тут же вспоминаем признаки, помогающие опознать жанр басни.
Оставшееся неназванным слово и есть тот самый икс, то новое, что предстоит узнать. Угадать термин предлагается по этимологической справке.
По происхождению слово это древнерусское, обозначало «стечение, случай» и было образовано от глагола приткнуть. Корень у этих слов течь , что в древнерусском языке обозначало идти, двигаться. В Библии, написанной на греческом языке, жанр этот именовался паремия — «припутное», то есть указывающее путь, руководящее человеком на жизненном пути.
Слово найдено — притча. Но что оно обозначает, чем отличается этот жанр от уже известных? Ребятам предлагаются два определения: Логическое и Риторическое.
И оба они нуждаются в восстановлении.
Риторическое определение записывается в тетради по литературе как тема урока: «Притча — это и ________________, и путь к ________________». А логическое, научное определение жанра притчи семиклассники получают распечатанным на карточках, которые вклеивают в тетрадь по литературе.
Образец карточки :
Жанр, указывающий путь