• Главная
  • Рубрики
  • Все сочинения
Экзаменационные сочинения > Тематические сочинения > Жанровое и композиционное своеобразие поэмы «Кому на Руси жить хорошо»

 

Жанровое и композиционное своеобразие поэмы «Кому на Руси жить хорошо»

Поэма «Кому на Руси жить хорошо» — вершина творчества Н. А. Некрасова. Он сам называл ее «своим любимым детищем». Своей поэме Некрасов отдал долгие годы неустанного труда, вложив в нее все сведения о русском народе, накопленные, как говорил поэт, «по словечку» в течение двадцати лет. Ни в одном произведении русской литературы не проявлялись с такой силой и правдой характеры, привычки, взгляды, надежды русского народа, как в этой поэме. Сюжет поэмы очень близок к народному сказу о поисках счастья и правды.

Поэму открывает «Пролог» — самая насыщенная фольклорными элементами глава. Именно в ней постоянна основная проблема поэмы: «кому живется весело, вольготно на Руси». Герои поэмы семь мужиков идут «Непоротой губернии, Непотрошеной волости, Избыткова села». Семеро мужиков, заспоривших в «Прологе», наделены лучшими качествами народного характера: болью за свой народ, бескорыстием, жгучим интересом к главным вопросам жизни.

Их интересует основной вопрос, что есть правда и что есть счастье. Описание того, что видели правдоискатели во время странствий по Руси, рассказы о себе воображаемых «счастливых», к которым обращались крестьяне, и составляет основное содержание поэмы. Композиция произведения строится по законам классической эпопеи: оно состоит из отдельных частей и глав. Внешне эти части связаны темой дороги: семь мужиков-правдоискателей странствуют по Руси, пытаясь разрешить не дающий им покоя вопрос: кому на Руси жить хорошо? И здесь звучит один из важнейших мотивов русского фольклора — мотив странничества.

Еще герои русских сказок отправлялись искать общее счастье, узнать, есть ли оно вообще — счастье мужицкое. Сам характер поэмы также сочетается с русской сказкой. Странствие некрасовских крестьян является, по сути, духовным странствием.

Первая глава «Поп» открывается образом «широкой дороженьки». Это один из важных поэтических символов русской литературы, в котором воплощена идея движения, стремления вперед. Это образ не только жизненного, но и духовного пути человека. Встреча с попом в первой главе первой части поэмы показывает, что своего, крестьянского понимания счастья у мужиков нет.

Мужики еще не понимают, что вопрос, кто счастливее — поп, помещик, купец или царь, — обнаруживает ограниченность их представлений о счастье. Эти представления сводятся лишь к материальной заинтересованности. Не случайно формулу счастья провозглашает поп, а крестьяне пассивно соглашаются. «Покой, богатство, честь» — вот формула счастья попа. Но его рассказ заставляет мужиков над многим призадуматься.

За жизнью попа открывается жизнь России в ее прошлом и настоящем, в разных ее сословиях. Как и у мирян, у священников лишь высшее духовенство живет хорошо. Но не может быть счастливо духовенство, когда несчастлив народ, его кормилец. Все это свидетельствует о глубоком кризисе, охватившем всю страну.

В следующей главе, «Сельская ярмарка», главным действующим лицом является толпа, широкая и многоликая. Некрасов создает картины, в которых народ сам заговорил, рассказал о себе, раскрыв самые лучшие и самые неприглядные черты своего жития. Но во всем: и в красоте, и в безобразии — народ не жалок и не мелочен, а крупен, значителен, щедр и В следующей главе, «Пьяная ночь», праздничный пир достигает кульминации.

Из глубины народного мира появляется сильный крестьянский характер, Яким Нагой. Он предстает как символ трудовой крестьянской жизни: «У глаз, у рта излучины, как трещины на высохшей земле». Некрасов впервые в русской литературе создает реалистический портрет крестьянина-труженика. Отстаивая трудом чувство крестьянской гордости, Яким видит общественную несправедливость по отношению к народу. Работаешь один, А чуть работа кончена, Гляди, стоят три дольщика: Бог, царь и господин!

В образе Якима автор показывает появление духовных запросов у крестьян. «Хлеб духовный — выше хлеба земного». В главе «Счастливые» все мужицкое царство вовлекается в диалог, в спор о счастье. В их жалкой жизни даже крохотная удача уже кажется счастьем.

Но в финале главы звучит рассказ о счастливом человеке. Этот рассказ о Ермиле Гирине продвигает действие эпопеи вперед, знаменует более высокий уровень народного представления о счастье. Подобно Якиму, Ермил наделен острым чувством христианской совестливости и чести.

Давалось бы, он имеет «все, что надобно для счастья: и спокойствие, и деньги, и почет». Но в критическую минуту жизни Ермил этим счастьем жертвует ради правды народной и попадает в острог. В пятой главе первой части «Помещик» странники относится к господам уже с явной иронией. Они уже понимают, что дворянская «честь» немногого стоит.

Странники заговорили с барином так же дерзко и раскованно, как Яким Нагой. Помещика Оболта-Оболдуева больше всего приводит в изумление то, что бывшие крепостные взвалили на себя бремя исторического вопроса «Кому на Руси жить хорошо?». Как и в случае с попом, повествование помещика и о помещике не просто обличение.

Оно также об общем катастрофическом, захватывающем всех кризисе. Поэтому в последующих частях поэмы Некрасов оставляет намеченную сюжетную схему и художественно исследует жизнь и поэзию народа. В главе «Крестьянка» предстает перед странниками Матрена Тимофеевна, воплощающая в себе лучшие качества русского женского характера.

Суровые условия оттачивали особый женский характер — независимый, привыкший везде и во всем полагаться на свои собственные силы. Тема духовного рабства — центральная в главе «Последыш». Страшную «комедь» разыгрывают персонажи этой главы.

Ради полубезумного князя Утятина они согласились делать вид, что крепостное право не отменено. Это доказывает, что никакая реформа не делает вчерашних рабов свободными, духовно полноценными людьми. Глава «Пир на весь мир» является продолжением «Последыша».

Здесь изображается принципиально иное состояние мира. Это уже проснувшаяся и разом заговорившая народная Русь. В праздничный пир духовного пробуждения вовлекаются новые герои. Весь народ поет песни освобождения, вершит суд над прошлым, оценивает настоящее, начинает задумываться о будущем. Иногда эти песни контрастны по отношению друг к другу.

Например, рассказ «Про холопа примерного — Якова верного» и легенда «О двух великих грешниках». Яков мстит барину за все издевательства по-холопски, совершая самоубийство у него на глазах. Разбойник Кудеяр свои грехи, убийства и насилия искупает не смирением, а убийством злодея — пана Глуховского. Так народная нравственность оправдывает праведный гнев против угнетателей и даже насилие над ними.

По первоначальному замыслу крестьяне должны были убедиться, что найти счастливого человека на Руси невозможно. Но он появился в жизни — «новый герой новой эпохи», разночинец-демократ. Автор вводит в поэму новое лицо — народного заступника Гришу Добросклонова, видящего свое счастье в служении народу.

Несмотря на то что личная судьба Гриши была трудной , он верит в светлое будущее народа в результате борьбы. И как бы в ответ на рост народного сознания начинают звучать песни Гриши, знающего о том, что счастье народное может быть достигнуто лишь в результате всенародной борьбы за «Непоротую губернию, Непотрошеную волость, Избытково село». Поэма, задуманная о народе и для народа, становится обличительным актом против помещиков.



Жанровое и композиционное своеобразие поэмы «Кому на Руси жить хорошо»

Другие сочинения по теме:

  1. Идейно-художественное своеобразие поэмы «Кому на Руси жить хорошо» 1. Проблематика произведения построена на соотнесении Фольклорных образов и конкретных исторических реалий. Проблема народного счастья — идейный центр произведения. Образы...
  2. Художественное своеобразие поэмы «Кому на Руси жить хорошо» Тема сочинения: Художественное своеобразие поэмы. «Кому на Руси жить хорошо» — широкое эпическое полотно, проникнутое горячей любовью к родине, народу,...
  3. Народ — герой поэмы «Кому на Руси жить хорошо»; Кому на Руси жить хорошо Некрасов Н. А Народ — герой поэмы «Кому на Руси жить хорошо» В центре великого произведения Н. А. Некрасова находится собирательный образ главного...
  4. Счастье героев поэмы Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?» План I. Главные герои из деревень с говорящими названиями. II. Поиски счастливого в родном отечестве. 1. Восприятие счастья разными слоями...
  5. Как понимают счастье герои и автор поэмы «Кому на Руси жить хорошо» Над своим произведением «Кому на Руси жить хорошо» Николай Алексеевич Некрасов работал многие годы, отдав ему часть своей души. И...
  6. Как представляют себе счастье герои поэмы Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»? Величайший памятник русской народной жизни XIX в. — поэма «Кому на Руси жить хорошо» создавалась Николаем Алексеевичем Некрасовым в течение...
  7. «Кому на Руси жить хорошо» анализ поэмы Некрасова В феврале 1861 года в России было отменено крепостное право. Это прогрессивное событие сильно всколыхнуло крестьян и вызвало волну новых...
  8. Жанр поэмы «Кому на Руси жить хорошо» Некрасов назвал » Кому на Руси жить хорошо » поэмой. Однако она в жанровом отношении не была похожа ни на...
  9. Пролог поэмы Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» Вся поэма Некрасова » Кому на Руси жить хорошо » — это разгорающийся, постепенно набирающий силу мирской сход. Для Некрасова...
  10. Песня как основная форма рассказа поэмы «Кому на Руси жить хорошо» Некрасов, как бы освобождаясь, ломает весь свой «былинный» стих, которым многие годы писалась поэма «Кому на Руси жить хорошо», и...
  11. Сочинение на тему поэмы «Кому на Руси жить хорошо» Поэма «Кому на Руси жить хорошо» (1863-1877)-вершина творчества Некрасова. Это подлинная энциклопедия русской дореформенной и пореформенной жизни, произведение, грандиозное по...
  12. Композиционная форма поэмы «Кому на Руси жить хорошо» Заслуживает особого внимания вопрос о первом «Прологе». В поэме есть несколько прологов: перед главой «Поп», перед частями «Крестьянка» и «Пир...
  13. Как отвечает Некрасов на вопрос, поставленный в названии поэмы «Кому на Руси жить хорошо»? Отвечая на вопрос, поставленный в заглавии поэмы — «Кому на Руси жить хорошо», — Некрасов создает образ разночинца, «народного заступника»,...
  14. Фольклорная основа поэмы Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» Поэма «Кому на Руси жить хорошо» была задумана автором как эпохальное произведение, благодаря которому читатель смог бы познакомиться с обстановкой...
  15. Фольклорная основа поэмы Н. Л. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» Открывается книга. Повествование начинается замысловатым зачином, былинной присказкой. Некоторые нарочито упрощенные, приближенные к народным слова неожиданно складываются в замысловатый узор....
  16. Проблема народного счастья в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» «Я лиру посвятил народу своему», — писал Некрасов в стихотворении «Элегия». Народная тема волновала писателя как никакая другая, поэтому он...
  17. Смысл счастья в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» Что такое счастье? На этот вопрос пытались ответить многие философы древних и современных лет. Позже счастье пыталась объяснить психология и...
  18. Анализ отрывка из поэмы Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» Этот лирический текст — отрывок из поэмы «Кому на Руси жить хорошо» Н. А. Некрасова. В нем рассказчик раскрывает тему...
  19. О жанре и стиле поэмы «Кому на Руси жить хорошо» Вообще, говоря, о жанре и стиле » Кому на Руси жить хорошо «, надо иметь в виду большую во многих...
  20. Анализ текста поэмы «Кому на Руси жить хорошо» — Пролог «Пролог» — термин, обозначающий вступление к произведению, ту его часть, которая знакомит читателя или с общим замыслом художника, или с...
« Сочинение Пальчики оближешь со словами кофе какао желе суфле
Наш общий любимец пес Беня »



  • Новые сочинения:

    • Урок розвитку усного зв’язного мовлення. 5 клас
    • Сочинение Творческий путь писателя — Александр Иванович Куприн
    • Сочинение на тему Все профессии Важны
    • Обрыв краткое содержание
    • Літературна творчість Лермонтова в період юності
    • О стихотворении Николая Заболоцкого «Журавли»
    • В. Быков «Сотников»
    • Сочинение по повести Куприна «Олеся»
    • А я вам говорю, что нет
    • Сочинение на тему Мой любимый фильм
Обратная связь | Карта сайта


© 2009-2019 | Экзаменационные сочинения