• Главная
  • Рубрики
  • Все сочинения
Экзаменационные сочинения > Тематические сочинения > Жанровое своеобразие пьесы А. С. Грибоедова «Горе от ума»

 

Жанровое своеобразие пьесы А. С. Грибоедова «Горе от ума»

Грибоедов писал, что план комедии «прост и ясен по цели и исполнению; девушка, сама не глупая, предпочитает дурака умному человеку… в моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека; и этот человек, разумеется, в противоречии с обществом, его окружающим…» На первый взгляд может показаться, что главное в комедии, в ее сюжете — история любви Чацкого к Софье. Действительно, эта история занимает а произведении большое место. Она вводит зрителя в мир сердечных переживаний и чувств героев, она придает особенную живость развитию действия. Однако главное в комедии — общественная драма Чацкого.

На это указывает и ее заглавие — «Горе от ума». История несчастливой любви Чацкого к Софье и история его конфликта с московским дворянством, тесно переплетаясь, соединяются в единую линию сюжета пьесы. В умелом слиянии их проявляется высокое драматургическое мастерство Грибоедова.

Проследим, как развивается сюжет «Горя от ума». Перед нами проходят первые сцены в доме Фамусова . Они знакомят нас с одними действующими лицами — Фамусов, Софья, Молчалин, Лиза и подготавливают появление других .

Драматург вводит нас в быт дворянской семьи. Движение, развитие сюжета начинается с первого появления Чацкого. Непосредственно перед этим мы впервые слышим о Чацком от Лизы, «Кто так чувствителен, и весел, и остер, Как Александр Андреич Чацкий!» — намекает она на его увлечение Софьей.

Софья с раздражением говорит о Чацком, уехавшем из Москвы три года назад «ума искать». И вот тут-то, когда о нем только что заговорили, в комнату поспешно входит Чацкий. Он спешит увидеть Софью, которую давно любит, и ради которой «сорок пять часов, глаз мигом не прищуря, / Верст больше семисот пронесся…» Чацкий сразу же завоевывает их симпатии, но они знают, чувствуют, что его ждет беда: ведь Софья любит не его, а Молчалина. А что же Чацкий?

Он не верит в холодность Софьи. Любовь к Софье приведет его к разочарованию, насмешливое отношение к барской Москве вырастает в конфликт с обществом. Во втором действии намеки Фамусова на сватовство Скалозуба и обморок Софьи из-за падения Молчалина с лошади ставят главного героя перед мучительной загадкой: неужели ей кто-то мил из этих двух? Здесь и завязывается глубокий общественный конфликт.

Из спора Чацкого с Фамусовым становится ясно, что сталкиваются два лагеря. В третьем действии развитие сюжета достигает огромного напряжения. Софья дает Чацкому ясно понять, что его не любит, и признается в любви к Молчалину. Кажется, все выяснилось — загадка решена.

Но вот беда — Чацкий не верит Софье, не верит в чувство Софьи к такому ничтожеству. Чацкий, однако, бросает свои резкие выпады против Молчалина. Он все больше раздражает Софью, и именно она сначала случайно, а потом и намеренно, пускает слух о сумасшествии Чацкого. Сплетня заинтересовала людей, любящих посудачить, и попала на подготовленную почву.

С большим мастерством раскрыты драматургом причины того, почему все фамусовское общество встало единым фронтов против Чацкого. Так действие достигает кульминации. С огромной внутренней болью и силой обличения он произносит свои последние слова. И ум, и любовь принесли Чацкому одно горе.

Он покидает Москву. Комическое переплетается и сочетается в пьесе с трагическим. Смешон Фамусов в развязке комедии: комично его заблуждение насчет Софьи и Чацкого. В комедии нет ничего лишнего: ни одного лишнего лица, ни одной лишней сцены.

Пьеса «Горе от ума» несет в себя признаки яркого художественного своеобразия. На первый взгляд, в ней ощутима связь с традициями классицизма, проявляющаяся в быстром развитии действия, остром диалоге, насыщенности поэтического языка афоризмами. Сохраняются в комедии 3 единства: асе действие сконцентрировано вокруг одного героя , оно совершается водном месте — в доме Фамусова и завершается в продолжение суток .

У героев говорящие фамилии, намекающие на особенности характеров их: Фамусов , Молчалин , Репетилов . Эти традиции очень важны, но они второстепенны, внутренне перенастраиваются на реалистический лад. Грибоедов считал, что а основе литературного языка должна быть живая народная речь. Он горячо протестовал против засорения русского языка иностранными словами и выражениями. Эти требования он и осуществил в своей пьесе.

Язык пьесы — простой, разговорный, изобилующий меткими выражениями. Он близок к нашему современному, за исключением небольшого числа слов, успевших устареть или изменить смысл: три дни, испуга , ради , должник . Грибоедов показал себя в комедии мастером афоризмов. Слово для него было разящим оружием, и многие выражения из пьесы, благодаря своей меткости и силе, стали крылатыми — перешли со страниц комедии в живую речь. Крылатых выражений в комедии очень много.

Они служат одним из средств характеристики действующих героев: «Подписано, так и с плеч долой», «Ну как не порадеть родному человечку», «Уж коли зло пресечь, / Забрать все книги бы да сжечь» ; «В мои лета не должно сметь /Свое суждение иметь», «Злые языки страшнее пистолета» ; «Служить бы рад, прислуживаться тошно», «Пустое, рабское, слепое подражанье» . Нередко в уста одного персонажа автор вкладывает меткую характеристику другого: «И золотой мешок, и метит в генералы» ; «Дойдет до степеней известных, /Ведь нынче любят бессловесных» . Торе от ума» написано вольным, т. е. разностопным ямбом — от шестистопного до одностопного. В первых же стихах комедии мы наблюдаем это разнообразие: Светает!… Ах!

Как скоро ночь минула Вчера просилась спать — отказ «Ждем друга» — Нужен глаз да глаз Не спи, покудова не скатишься со стула В другом месте четырехстопный ямб сменяется одностопным: … Мне дайте убедиться в том; Потом… Таков стих комедии, передающий ритм живой речи во всем разнообразии ее оттенков. Так же свободно Грибоедов обращается с рифмой, используя разные способы и порядок рифмовки.

Все это придает языку комедии живой, разговорный характер. В этой свободе и разнообразии — прелесть вольного стиха «Горе от ума». «Нельзя представить себе, — писал Гончаров, — чтоб могла явиться когда-нибудь другая, более естественная, простая, более взятая из жизни речь. Проза и стих слились во что-то нераздельное здесь, затем, кажется, чтобы их легче было удержать в памяти и пустить опять в оборот весь собранный автором ум, юмор, шутку и злость русского ума и языка».



Жанровое своеобразие пьесы А. С. Грибоедова «Горе от ума»

Другие сочинения по теме:

  1. «Горе от ума» А. С. Грибоедова: проблематика, конфликт, характер, жанровое своеобразие Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» была написана после Отечественной ой войны 1812 года, в период подъема духовной жизни...
  2. Краткий сюжет пьесы А. С. Грибоедова «Горе от ума» В основу сюжета комедии «Горе от ума» положены события, происходящие в течение одного дня в особняке московского помещика-дворянина Фамусова. С...
  3. Роль образа Софьи в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» Одним из величайших произведений первой половины XIX века является комедия Грибоедова «Горе от ума». В ней писатель поставил ряд важнейших...
  4. Новаторство и традиции в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» Грибоедов знаменит как творец одного произведения, но столь значительна роль его комедии в истории русской литературы, что уже одно это...
  5. Урок — «Горе от ума». Обзор содержания. Чтение ключевых сцен пьесы I. «Горе от ума». Обзор содержания Для проверки знания содержания пьесы можно использовать задание расставить основные события пьесы в хронологическом...
  6. Роль Софьи в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» «Грибоедов — человек одной книги, — заметил В. Ф. Ходасевич. — Если бы не «Горе от ума», Грибоедов не имел...
  7. Молодое поколение в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» Свою комедию «Горе от ума» А. С. Грибоедов закончил в 1824 году. Написанная в эпоху подготовки «рыцарского подвига» декабристов, пьеса...
  8. Какую роль в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» играет сцена бала? Сцене бала в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» посвящено почти все третье действие . В этой сцене все...
  9. Традиции и новаторство в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» Комедия А. С. Грибоедова принесла своему создателю огромную славу. Запрещенная цензурой, она переписывалась тайком и передавалась из дома в дом....
  10. Смысл названия комедии А. Грибоедова «Горе от ума» Прочитав комедию А. Грибоедова «Горе от ума», мы столкнулись с общечеловеческими проблемами, актуальными и в наше время. Основной конфликт —...
  11. Характеристика образа Чацкого в комедии Грибоедова «Горе от ума» Больше ста лет звучит со сцены горячий гневный голос Чацкого, зовущий к борьбе с рабством, с сословными предрассудками, с невежеством...
  12. Характеристика и значение диалога Фамусова и Чацкого в комедии Грибоедова «Горе от ума» Литературное произведение — «сложный хорошо настроенный музыкальный инструмент». Драматическое произведение «живет» благодаря репликам, которые складываются в диалоги, в сцены и...
  13. Загадка Софьи в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» Одним из действующих лиц комедии, вызывающих и по сей день споры литераторов и критиков, безусловно, является Софья Павловна Фамусова. Девятнадцатый...
  14. Общественно-бытовая среда в пьесе Грибоедова «Горе от ума» Александр Сергеевич Грибоедов назвал свою пьесу «Горе от ума» комедией. В произведениях этого жанра принято изображать и осмеивать отрицательные черты...
  15. Традиции и новаторство комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» является новаторским произведением. Первоначально она была задумана автором как классицистическое произведение, но Грибоедов...
  16. Традиции и новаторство в комедии Грибоедова «Горе от ума» Комедия Грибоедова «Горе от ума» была написана в традициях эпохи, последовавшей за эпохой классицизма, поэтому в ней происходит переосмысление бывших...
  17. «Горе от ума», анализ комедии Александра Сергеевича Грибоедова Комедия Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума» , по сути, единственное произведение автора, не только законченное, но и ставшее всемирно...
  18. Идейный смысл комедии Грибоедова «Горе от ума» Гениальный художник, один из основоположников русского реализма, автор замечательнейшего произведения русской стиховой драматургии — бессмертной комедии «Горе от ума», А....
  19. Глухота в произведении А. С. Грибоедова «Горе от ума» Общество представляет собой группу людей, объединенных общими интересами. Для того чтобы эти люди могли существовать вместе, они должны уметь слушать...
  20. Роль монологов Чацкого в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» Горе от ума Грибоедов А. С «Горе от ума» — первая русская политическая комедия, в которой автор вы пес па повестку дня самые актуальные проблемы современности....
« Варианты письменных работ при изучении повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза». Краткое изложение текста
Размышляя над названием романа А. Платонова «Чевенгур» »



  • Новые сочинения:

    • Урок розвитку усного зв’язного мовлення. 5 клас
    • Сочинение Творческий путь писателя — Александр Иванович Куприн
    • Сочинение на тему Все профессии Важны
    • Обрыв краткое содержание
    • Літературна творчість Лермонтова в період юності
    • О стихотворении Николая Заболоцкого «Журавли»
    • В. Быков «Сотников»
    • Сочинение по повести Куприна «Олеся»
    • А я вам говорю, что нет
    • Сочинение на тему Мой любимый фильм
Обратная связь | Карта сайта


© 2009-2019 | Экзаменационные сочинения