Жанровое своеобразие украинской прозы середины ХІХ века
Определяя особенности литературного текста, В. Пачевский заметил, что критериями его мастерства является «мерило стоимости каждого произведения для нашей государственности, или для этического подъема, или для превращения характера, или для конструктивного строения как произведения искусства». Действительно, произведение художественно не столько в плане выделения его места в сфере искусств, а прежде всего, как индивидуальное явление определенной эстетичной ценности в ее пределах. Наглядной в этом плане является жанровая дефиниция, для прояснения которой выделяются общие признаки групп произведений, связанных принадлежностью к одному жанру, при этом они оказываются достаточно разнородными.
По мнению И. О. Денисюка, «жанровый анализ текста обязывает осветить широкий спектр связей художественного произведения — социальных, эстетических, психологических (общество — автор — творение — читатель — общество), рассмотреть его как своеобразный узел стойких компонентов содержания и корректирующих эту стойкость особенностей творческой индивидуальности писателя».
Жанр аккумулирует многочисленные характеристики текста, и действительно, лишь при его определении возможна полноценная его интерпретация. Индивидуальные особенности реализации жанрового своеобразия в конкретном тексте, в творчестве конкретного писателя составляют предмет заинтересованности исследователей на протяжении многих десятилетий. Освещая вопрос о степени художественности текста как синкретической категории (не просто многокомпонентной, но и целостной), традиционно считаемся с тем, как изображен в художественном произведении мир, ведь соотношение действительности, созданной автором в тексте, и реального мира, является вопросом неоднозначным и противоречивым, синкретическим за своей сущностью, потому что совмещает несовместимое. Характер художественной условности в сотворении мира в тексте может реализовываться в таких видах: изображение жизнеподобного мира и моделирование собственного мира. Реципиент, овладевает образованием стороны текста (тема, проблема, авторская позиция), поневоле придает им личный оттенка в большей или меньшей степени, в соответствии с методом, жанром, художественными особенностями произведения. Критерии определения составляющих структуры текста выходят из понимания жанра как определенной системной целостности, причем известно, что между модификациями преимущественно нет устоявшихся пределов: жанр в то же время является и проявлением субъективного начала, и формальной комплексности.
Жанровое своеобразие украинской прозы середины ХІХ века оказывается в том, что к развитию психологической реалистичной прозы в литературе была лишь многоплановость монологическая: множественность характеров и долей в целостном объективном мире в ракурсе авторского сознания. Тогда же в произведениях появляются герои, голоса которых построены так, как выстраивается собственно голос автора в привычном для предыдущих литературных эпох романах виде. Этот голос героя не подчинен объективному его описанию как одна из характеристик, но и не является соответствием авторского голоса. Еще одним жанровым признаком литературы этого периода является причинно-следственное понимание событийной цепи, рациональное понимание текста, реалистичный анализ действительности, в связи ее с изменениями интуитивных состояний через аналогию и контраст при всей полноте чувственного начала. Как пишет Г. Грабович, «жанр — литература в микрокосме: это и совокупность конкретных текстов, и динамика соотношений стоимостей, норм, влияний, читательских наполненных или не наполненных ожиданий».
Художественные и теоретические предпосылки выделения свойственных времени жанровых проявлений преимущественно происходят через сравнительное исследование жанрового канона (модели, матрицы) и его практического воплощения в конкретных произведениях, однако при наличии обстоятельных исследований жанровой системы украинской прозы ХІХ ст. , существуют исчисления невыясненной проблемы, которые касаются выявления меры сохранения канонических и нормативных признаков, соотношения общепринятых и индивидуальных черт, в жанровой организации текста, а главное, установление закономерностей функционирования жанровых модификаций в определенную литературную эпоху. Исследователи отчасти выражали наблюдения относительного жанрового «поза-бытие» таланта, при случае демонстрируя, что по-настоящему одаренный писатель кое-где безразличен к соблюдению четких требований жанра, в то же время смело экспериментирует с их авторскими определениями, потому овладение обусловленностью жанровых дефиниций является еще одной значительной проблемой современного литературоведения.
Относительно своеобразия исследуемого периода И. Я. Франко в статье «Старое и новое в современной украинской литературе» замечает, что «старые писатели отходят от рисования окружающего мира — природы, экономических и гражданских обстоятельств, — и только при помощи них силятся сделать понятными данных людей, их дела, слова и мысли». Таким образом, акцентируя идейно-тематическую основу жанров изначальной модели украинской прозы середины ХІХ ст. Однако прогрессирующее обновление жанровой системы литературы — процесс неравномерный, его динамика зависит от культурной макросистемы и в то же время от реализации авторских взглядов, чувств, интуиции.
Жанровая матрица как комплекс стойких элементов базируется на основе предложенных И. О. Денисюком функциональных компонентов структуры жанра, к которым принадлежат сюжетно композиционная организация произведения, формы изложений, создающие жанр элементы стиля, а главное, подчиненность всех этих элементов структуре содержания, проблематики. Поэтому, исследуя в первую очередь малую прозу середины ХІХ ст., нельзя обойти именно сложные, неоднозначные структуры, в которых совмещаются компоненты не только равноценные, но и до того несовместимые в литературе. Особенно бросается в глаза взаимодействие и взаимное дополнение жанровой системы у творчества неординарных представителей украинской литературы ХІХ ст. — Пантелеймона Кулиша и Марко Волчека. Сложность и неоднозначность не только их личных, но и творческих отношений предоставляют проблеме соотношения обусловленности жанровых моделей у этих авторов особенного веса.
Жанровое своеобразие украинской прозы середины ХІХ века