Женские образы романа «Красное и черное»
Интересными и своеобразными являются образы мадам де Реналь и Матильды де ла Моль. В морально-психологическом плане романа они выступают теми полюсами, между которыми промелькнула короткая жизнь Жульена Сореля. Сама любовь к этим двум женщинам отображает разные грани характера героя. Объединяет эти непохожие между собой «романы» лишь то, что оба они начинались как тактический ход со стороны Жульена, а со временем превращались в настоящую пылкую страсть, от которой «у него вылетал из головы весь… честолюбивый бред, и он становился просто самим собой». В создании женских образов автор применил изложенную раньше в специальном трактате теорию любви, его видов и «кристаллизаций» в разные эпохи и в разных социальных средах.
Мадам де Реналь — молодая женщина из провинциальной аристократии, искренняя и непосредственная, с врожденным ощущением отвращения ко всему низкому и вульгарному, способная на глубокое и самоотверженное чувство. Разочаровавшись в муже, она отказалась от личного счастья и посвятила свою жизнь детям и Богу. Однако, встреча с Жульеном пробудила в ней «любовь-страсть, высочайшую и благородную форму любви, доступную лишь тем, кому чужды корысть и честолюбие, лицемерие и эгоизм».
Это чувство приносит героине не только счастье, а и тяжелые душевные мучения, и даже после того, как любимый едва не лишил ее жизни, женщина старается стать ему опорой и отрадой в страшные дни ожидания приговора. Когда Жульена не стало, «она не делала попыток покончить с собой, но через три дня после смертной казни умерла, обняв своих детей» — этими словами заканчивается роман. Матильда де ла Моль принадлежит к верхушке столичной аристократии и, что не менее важно, к эпохе романтизма, пик которой в Франции приходится на 20- 30-е годы ХІХ ст. Можно сказать, что она олицетворяет романтический индивидуализм и романтические фантастические представления в специфическом женственно-аристократическом контексте.
Внимание Матильды, которая пренебрегает бесхарактерных молодых аристократов, привлекает простолюдин Сорель. Ее чувство к Жульену, которое начинается как «чувство от головы» и питается преимущественно честолюбием и тщеславием, со временем существенным образом не изменяется — она горда тем, что, решившись на связь и брак с сыном крестьянина, совершила то, на что не способна ни одна женщина из ее среды. Когда Сорель попадает в тюрьму, Матильда начинает неистовую борьбу за его спасение, но «среди всех тяжелых волнений и страхов за жизнь возлюбленного, которого она не собиралась пережить, Жульен угадывал у нее постоянную потребность поразить мир своей необыкновенной любовью, величием своих действий». Он ощущал, что «тщеславная душа Матильды постоянно нуждалась в аудитории, зрителях».
И после смертной казни возлюбленного Матильда действует в своем стиле: наследуя королеву Маргариту Наваррскую, которая собственноручно похоронила отрубленную голову своего любовника Бонифация де ла Моля (предка Матильды, который жил в XVI ст.), она собирается похоронить голову Жульена на вершине горы в его родном крае. По мере того как честолюбие в душе Жульена угасало, он отдалялся от Матильды и поворачивался к мадам де Реналь, любовь к ней возрождалась и снова заполняла его. Герой сознается себе, что никогда не чувствовал таким счастливым, как во время свиданий с этой женщиной в тюрьме в последние недели своей жизни.
Женские образы романа «Красное и черное»