Женские образы в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»
В романе «Евгений Онегин», опубликованном в 1831 году, А. С. Пушкин отразил современную ему русскую жизнь. Действие романа начинается весной-летом 1819 года и заканчивается весной 1825 года, за полгода до восстания декабристов на Сенатской площади. «Евгений Онегин» является центральным произведением А. С. Пушкина, его основным «литературным подвигом». Именно с этим романом связано утверждение реализма в творчестве великого поэта.
Картину жизни русского общества периода, предшествовавшего восстанию декабристов, поэт изобразил в своем романе с подлинно энциклопедической насыщенностью. Недаром В. Белинский назвал роман «энциклопедией русской жизни». Важное место в системе образов романа занимают женские образы.
Главной героиней романа является Татьяна Ларина. В ней автор развил русский женский характер, созданный Жуковским в балладе «Светлана». О связи этих двух характеров говорит разговор Онегина с Ленским: — Скажи: которая Татьяна? — Да та, которая грустна И молчалива, как Светлана. О Светлане автор упоминает и в эпиграфе к пятой главе романа: «О, не знай сих страшных снов, ты, моя Светлана».
Сны девушек очень близки по содержанию. Близость к народу, русскому миропониманию, а также искренность, бесхитростность, непосредственность роднят Татьяну со Светланой, героиней баллады Жуковского «Светлана» . Высоко оценил образ Татьяны и критик В. Г. Белинский: «Велик подвиг Пушкина, что он первый в своем романе поэтически воспроизвел русское общество того времени и в лице Онегина и Ленского показал его главную, то есть мужскую, сторону; но едва ли не выше подвиг нашего поэта в том, что он первый поэтически воспроизвел, в лице Татьяны, русскую женщину». Критик подчеркивает цельность натуры героини, ее исключительность в обществе. В то же время Белинский обращает внимание на то, что образ Татьяны являет собой «тип русской женщины».
Сам автор романа так выражает отношение к своей героине: «Я так люблю Татьяну милую мою», «Татьяны милой идеал», «Татьяна, милая Татьяна». Пушкин все время подчеркивает отсутствие в ней черт, которыми постоянно одаривают своих героинь авторы классических и сентиментальных произведений: красота, поэтическое имя. Автор прямо говорит: Ни красотой сестры своей, Ни свежестью ее румяной Не привлекла б она очей. Это же подчеркивается в последней главе романа, где Татьяна — петербургская знатная дама, «равнодушная княгиня, непреступная богиня роскошной, царственной Невы», «законодательница зал». И при этом Пушкин замечает: Никто б не мог ее прекрасной Назвать…
И в то же время она, сидя за столом рядом с «блестящей Ниной Воронскою», знаменитой петербургской красавицей, ничем не уступает ей, «беспечной прелестью мила». Очевидно, эта прелесть была в ее душевном благородстве, уме и простоте, богатстве душевного содержания. Рисуя в своем романе образ простой русской девушки, не очень красивой, с простонародным именем, поэт и в характеристике ее душевного склада, и в изображении ее поведения нисколько не приукрашивает и не идеализирует ее.
Татьяна растет в семье одинокой девочкой, не любящей играть с подругами, большей частью она погружена в себя, в свои переживания: Она в семье своей родной Казалась девочкой чужой. О людях, о жизни она привыкла судить по прочитанным ею романам: Ей рано нравились романы; Они ей заменяли все. В них она искала соответствий своим переживаниям и поэтому: Она влюблялася в обманы И Ричардсона, и Руссо. Татьяна таким образом создала в своем воображении образ возлюбленного, не похожего на других, таинственного.
Именно таким и явился в ее глазах Онегин. Татьяна близка к русской природе: Она любила на балконе Предупреждать зари восход, Когда на бледном небосклоне Звезд исчезает хоровод. Отношение к природе помогает глубже раскрыть характер героини. От природы она одарена: Воображением мятежным, Умом и волею живой, И своенравной головой, И сердцем пламенным и нежным. Этим она выделяется среди помещичьей среды и светского общества.
Татьяна мечтала о человеке, который бы внес в ее жизнь смысл и высокое содержание, но любовь принесла Татьяне лишь разочарование и страдание. Будучи «законодательницей зал» в Петербурге, она сохранила свою непосредственность и искренность. Так, она заявляет Онегину: Сейчас отдать я рада, Всю эту ветошь маскарада, Весь этот блеск, и шум, и чад За полку книг, за дикий сад, За наше бедное жилище.
Душевные качества Татьяны раскрываются еще глубже в сцене последнего свидания с Онегиным: верность долгу одерживает верх над ее чувством: Я вышла замуж. Вы должны, Я вас прошу меня оставить; Я знаю: в вашем сердце есть И гордость, и прямая честь. Я вас люблю , Но я другому отдана; Я буду век ему верна. Типичными являются и образы Ольги и матери Татьяны Лариной. Отношение автора к ним двойственное.
С одной стороны, семья Лариных, где главную роль играла мать, хлебосольна, проста, гостеприимна, радушна, с другой — мать-Ларина — крепостница, «открывшая тайну, как супругом самодержавно управлять», а Ольга быстро забывает убитого Ленского, выйдя замуж за проезжего улана. Мать Татьяны прошла типичный путь девушки своего времени: от светской девушки до жены деревенского помещика. Ее выдали замуж, «не спросясь ее совета». Она «рвалась, и плакала сначала», потом «хозяйством занялась», привыкла и «довольна стала»: Привычка усладила горе.
Она вела жизнь типичной русской барыни: …брила лбы, Ходила в баню по субботам, Служанок била осердясь — Все это мужа не спросясь. Но вместе с тем она — хранительница «привычек милой старины», столь дорогих автору: У них на масленице жирной Водились русские блины; Два раза в год они говели. Также с известной долей иронии начертан образ Ольги.
Пушкин рисует портрет красавицы: Всегда скромна, всегда послушна, Всегда как утро весела, Как жизнь поэта простодушна, Как поцелуй любви мила; Глаза, как небо, голубые, Улыбка, локоны льняные, Движенья, голос, легкий стан, Все в Ольге… Но одновременно с этим автор подчеркивает типичность ее образа и так выражает к нему отношение: …но любой роман Возьмите и найдете, верно, Ее портрет: он очень мил; Я прежде сам его любил, Но надоел он мне безмерно. «Не долго плакала» Ольга после смерти Ленского. Автор осуждает это непостоянство Ольги: Увы! Невеста молодая Своей печали неверна. Другой увлек ее вниманье…
Улан умел ее пленить. В романе присутствуют и образы других представительниц прекрасного пола: дочек провинциальных помещиков, которых «прочили за полурусского соседа». Сатирически изображена и московская «ярманка невест».
Особо следует отметить и образ няни Филипьевны, которая сыграла большую роль в формировании душевного мира Татьяны. Женские образы играют большую роль в романе. Они помогают глубже раскрыть образы Онегина и Ленского, автора, который также является полноправным героем романа.
Кроме того, женские образы имеют вполне самостоятельное значение. Они дополняют «картину русского общества, взятого в один из интереснейших моментов его развития».
Женские образы в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»