Женские образы в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
В своем романе «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтов сумел показать героя неординарного, мыслящего, талантливого, но искалеченного средой. Во взаимоотношениях с различными людьми раскрывается внутренний мир героя, его ценности, стремления, истоки его трагического разочарования в жизни. Особое место здесь занимают женские образы, с помощью которых автор проверяет своего героя на благородство, способность любить, жертвовать собой.
И с горечью мы понимаем, что каждой из четырех описанных в романе женщин Печорин принес несчастье и страдание.
Впервые характер Печорина раскрывается в его взаимоотношениях с Бэлой. В своей очередной попытке скрыться от окружающего мира Печорин ищет выход в любви к этой доброй, нежной, самоотверженной, но очень гордой горской девушке. Ее образ очень поэтичен: «…высокая, тоненькая, глаза черные, как у горной серны, так и заглядывали к вам в душу».
Однако Печорин вскоре понимает, что «любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни». В Бэле безоглядная любовь к Печорину соединяется с чувством собственного достоинства. Поняв охлаждение к себе, Бэла не желает оставаться игрушкой даже в руках у любимого: «Если он меня не любит, то кто ему мешает отослать меня домой?..
А если это так будет продолжаться, то я сама уйду: я не раба его — я княжеская дочь!..» Бэла не успела самостоятельно распорядиться своей судьбой, она трагически погибла, и часть вины за ее смерть, несомненно, лежит на Печорине.
Загадочен и очарователен образ «ундины» — подруги «мирных контрабандистов»: необыкновенная гибкость стана, особенный, ей только свойственный наклон головы, длинные русые волосы, какой-то золотистый отлив ее слегка загорелой кожи на шее и плечах и особенно привлекательный нос вызывали интерес и любопытство Печорина, не меньше, чем сама таинственная история, свидетелем которой он стал. Однако надежды на любовь обернулись для героя романа враждебностью, а свидание — схваткой, поскольку он в стремлении к новому стал нежданным гостем в среде контрабандистов.
Более детально и подробно внутренний мир Печорина раскрывается в его отношениях с женщинами светского общества: княжной Мери Лиговской и Верой.
Княжна Мери — умная, нежная, мечтательная девушка — становится жертвой игры, которую поначалу затеял Печорин с целью подразнить Грушницкого и заодно развеять скуку. Вначале эта игра велась очень холодно и расчетливо, поскольку Печорин видел в Мери светскую барышню, избалованную поклонниками. Однако его отношение к княжне сейчас же смягчается, как только он обнаруживает, что в Мери растет искреннее и глубокое чувство.
Сам же Печорин не находит в своем сердце ответного чувства, мало того, беспокойство за княжну, вызванное известием о ее болезни, пугает и даже ужасает его: «Неужели я влюблен?» Страх потерять свободу, оказаться беззащитным оберегает сердце Печорина от привязанностей, поэтому-то он и ничем не жертвовал для тех, кого любил: «…я полюбил для себя, для собственного удовольствия; я только удовлетворял странную потребность сердца, с жадностью поглощая их чувства, их нежность, их радости и страдания — и никогда не мог насытиться». Поэтому то, что вначале было для Печорина только игрой, княжне принесло жестокую трагедию и разочарование в своей первой любви.
«Орудием казни» Печорин остается даже в отношениях с Верой — единственной женщиной, которую он искренне любит. В образе Веры Лермонтов воплотил образ самозабвенной, преступающей через запрет общества любви, которая не становится меньше от глубокого понимания пороков и недостатков влюбленного. К тому же Вера для Печорина — это еще и воспоминание о «благотворных бурях» его молодости. Но даже здесь проявляется эгоизм Печорина в чувствах, который доставляет любимой женщине горе и страдания: «Ты любил меня как собственность, как источник радостей, тревог и печалей», — пишет ему Вера в прощальном письме.
И только разлука с единственной женщиной в мире, которую Печорин любил так, что «не в силах был бы обмануть», женщиной, потерявшей ради него все на свете, раскрывает в Печорине человека, способного жертвовать собой, открытого для человеческих привязанностей. «При возможности потерять ее навеки Вера стала для меня дороже всего на свете, — дороже жизни, чести, счастья!» Неожиданно для себя Печорин находит в себе способности «безумствовать под влиянием страсти». Потеряв коня и надежду догнать Веру, он «упал на мокрую траву и как ребенок заплакал».
Женские образы, созданные Лермонтовым в романе «Герой нашего времени», привлекают нас своей поэтичностью, нежностью, душевностью, добротой, неповторимостью и помогают автору полнее раскрыть внутренний мир, сложную и противоречивую натуру главного героя романа — Печорина.
Женские образы в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»