Женские образы в трагедии Шекспира «Гамлет» (Гертруда)
Мать или королева? Для всех героев трагедии «власть» есть одним из ключевых понятий. Судьбы женщин — героинь произведения — также связанs с разными атрибутами, признаками, угрозами власти. Много кто из литературоведов воспринимает мать Гамлета как жертву обстоятельств. Однако Гертруда — королева — вчера и сегодня. Потеряв мужа, она сохранила трон. Но какой ценой? Кое-кто утверждает, что «она так слепо отдалась жажде счастья, что не распознала истинного характера того, в чьи руки отдала свою судьбу. Есть ли основания согласиться с таким мнением? Определяя позицию Гертруды в конфликте, невозможно не обратиться к историческим реалиям времени Литературоведы неоднократно доказывали, что Клавдий осуществляет убийство через желание получить власть.
Тем не менее его желание не могло быть реализовано только с помощью кровавого поступка, поскольку Гамлет — прямой наследник престола, и Гертруда — королева-мать. Вкус власти соединяет Клавдия и Гертруду не меньше чем любовь, и, возможно, поэтому королева не становится на защиту Гамлета так как для нее он опасный.
Гертруда не теряет ума, она в каждую минуту готова к решительным действиям. Однако, когда сумасшедшая Офелия хочет встретиться с королевой, она отказывает. Почему? Перед разговором Гертруда впервые промолвит несколько слов о себе оголяя тайны души перед читателями. Офелія своими песнями беспокоит Гертруду, обращаясь к тому таинственному, о чем королева хотела бы забыть.
Тяжело искать логику в словах сумасшедшей девушек тем не менее нельзя согласиться с мнением некоторых исследовательский что в путанных словах ее песен воспроизведен лишь трап к судьбе Офелии, которая сошла с ума. Она поет о смерти: «С лицом непокрытым ее: несли, ой личеко, горюшко, бедствие… слез много над ним пролили». Потом о любви: «Возлюбленный мой Робин — он счастье все». И снова о смерти, которая усиливает ценность любви, ее напряжение и опасность. И если Офелия отдала любви всю себя до конца, то Гертруда, не желая уступить место на троне, предала одну любовь ради другой.
Продолжительное время литературоведы утверждали, что Офелия — слабая жертва коварного мира. Г. Брандес считал, что Офелия была малодушной и предала Гамлета: «Она — тихое, безропотное творение без силы сопротивления; и душа, которая любит, но любит без страсти, которая предоставляет ей самостоятельности действия», О. Аникст отмечал, что Офелия демон рувала «отсутствие воли и самостоятельности». На мысль Д, С. Наливайка, образ Офелии — «один из самых поэтичных у Шекспира. Но таким он не является с самого начала. Сперва Офелия кажется невыразительной, лишенной индивидуальности, она послушная марионетка в руках своего отца-интригана, в ней какая-то искусственность, которая немного напоминает механических девушек-кукол Гофмана. Высокой поэтичностью этот образ наполняется в сценах сумасшествия». Тяжело согласиться с этими утверждениями. Героиня выросла без матери, но она умеет постоять за себя. Офелия завуалировано, но (или именно поэтому) твердо противостоит увещаниям Лаэрта разорвать отношения с Гамлетом. Однако подчиняется воли отца так как не является героиней романтического произведения и действует согласно законам другой эпохи.
Согласившись на встречу при свидетелях (другого не могло быть), Офелия прежде всего хочет разобраться, что произошло с любимым: или он, потеряв любовь, отказался от нее, или в самом деле сошел с ума. В разговоре с принцем героиня обращается к небу: «О, помоги ему, милосердное небо!.. О силы небесные, направьте его на ум!». Его жестокие, резкие слова Офелия не может понять, таким Гамлета она не знала. После смерти короля за политическими требованиями времени должен был прозвучать лозунг, который утверждал незыблемость власти: «Король умер! Поздравляем короля!» Клавдий не мог занять трон, не поднимая закон, утверждают научный работники.
Как королева Гертруда мать принца, относится к тому, что состоялось после смерти короля Гамлета? Открыто героиня ни разу не затронет в разговорах этих событий. Клавдий постоянно подчеркивает, что Гертруда — королева, объясняя причины быстрого брака, называет ее «государства наследницей-вдовьей», но это только слова, по закону ни у Гертруды, ни у него нет прав на датский престол.
Ради чего Гертруда переступает через права своего совершеннолетнего сына? Понимает ли она, что поднимает закон? Любовь — это испытание, которое не каждый человек может выдержать. А может, все же таки не только любовь, а и желание власти объединяет ее с Клавдием, поскольку после коронации сына она была бы королевой только номинально? Не будем утверждать, что Гертруда знала или брала участие в подготовке убийства своего мужа, тем не менее не можем не вспомнить, что она много теряла через коронацию Гамлета.
Обратим внимание на то, как реагирует королева на поведение и слова Гамлета в час встречи, устроенной Полонием.
Гамлет Так в чем дело, мать?
Королева. Обидел отца ты так тяжело, Гамлет.
Га м л е т. Обидели вы отца так тяжело, мать.
Королева, Не отвечай отказом бессмысленным языком.
Га м л е т. Так не спрашивайте грешным языком.
К о р о л е в а. Что, Гамлет все это значит?
Гам л ет. В чем дело?
Королева. Ты что забыл, кто я?
Га м л ет. О нет, клянусь! Вы — королева, дядина жена;
и — почему произошло так? — мне вы мать. Королева. Тогда пусть другие с вами поговорят!
В этом эпизоде Гертруда больше королева, чем мать. Только в конце диалога, когда успокоит себя тем, что Гамлет сумасшедший, героиня обратится к нему как мать («О дорогой сын»). Гамлет в присутствии матери не говорит о власти или о троне, он вспоминает об отце. Тем не менее в мыслях королевы нет короля Гамлета, ее бывшего мужа, отца ее сына. Клавдий занял место своего брата не только на троне, а и в сердце королевы. И даже сомнения, которые посеял Гамлет в душе королевы, исчезли после того, как она успокоила себя мысленным взором о его сумасшествии. Доводы сына не заставили ее отказаться от того, что она получила. И в том Гертруда и Клавдий похожи. Королева пообещала сыну не рассказывать королю об их разговоре, тем не менее согласилась на его отъезд — так спокойнее. Для кого?
В сцене разговора короля с Лаэртом Гертруда демонстрирует готовность прикрыть Клавдия, защитить его, обвинив во всех бедах Гамлета. Тем не менее не только любовь к Клавдию встала между сыном и матерью. Желание власти соединяет сильнее любви. Гертруда совсем не напоминает нерешительную, раздавленную влюбленную женщину, когда Клавдий в ситуации опасности теряет равновесие и готов запаниковать. Она жестко ведет себя с сторонниками Лаэрта Слова, с которыми она обращается к ним, стилевое оформление фразы и особенно интонация, которая помогает расставить акценты, доказывают: королева не является слабой и немощной духом.
Читатель наблюдает за двумя историями сумасшествия: первая — имитирование потери ума, к которому удается Гамлет, вторая — настоящее сумасшествие Офелии, которое символизирует бегство от жестокости и безнадежности, что после потери возлюбленного разрушат жизни героини. Гамлет — игрок. Его сумасшествие — своеобразное проявление высокого актерства. Он и режиссер, и исполнитель написанной им роли. Офелия в своем бытии все воспринимает как правду, с которой нельзя бороться. Убийство Гамлетом отца есть для нее последним подтверждением сумасшествия принца. Тем не менее ум девушки не сознает, как жить без любимого. Жизнь без любви, без ожиданий возвратить Гамлета в мир реальности не имеет для героини ценности. Все, что состоялось, заставляет Офелию оставить этот неправильный, жестокий мир. Смерть героини — несчастный случай и вместе с тем ее внутреннее желание. Гробокопатель скажет о печальных событиях: «Она же собственной волей искала своего спасения!». Смерть якобы спасла Офелию от дальнейшего разрушительного влияния жестокого бытия.
Вспомним, книга сонетов Данте, Посвященных Беатричче, имела название «Новая жизнь». Выдающийся итальянец рассматривал любовь как основу новой жизни. Однако во времена утверждения новой морали потерять жизнь могут и те, которые пренебрегают моралью, и те, которые, принимая новые основы бытия, якобы бросают вызов обществу. Своей жизнью и смертью Офелия, сама того не сознавая, утверждает бесценность человеческих чувств и верховенство их в определении жизненных приоритетов, что является характерным признаком эпохи Возрождения.
Женские образы в трагедии Шекспира «Гамлет» (Гертруда)