Жестокость в новелле Франца Кафки «Перевоплощение»
Пройдет год — и отойдет в прошлое второе тысячелетие, станет легендой, сказкой. Что именно ждет на человечество в следующему, третьему, с каким багажом знаний, чувств мы сможем пересечь его границу? Эти проблемы волновали и волнуют величайшие умы нашей эпохи. Поэты, прозаики, художники в своих работах старались осветить важнейшие проблемы, которые беспокоят человечество, стремились найти путь в общество гармонии. Австриец Франц Кафка был свидетелем больших и трагических изменений, которые происходили в Европе в начале XX столетия. На собственные глаза он видел разрушение романтически приподнятого старого мира и не желал ему ничего, кроме гибели. Тем не менее писатель ощущал себя частичкой этого больного мира. Осознание своей беззащитности, жертвенности перед неотвратимостью всечеловеческого душевного мучения, глобального общественной катастрофы он ярко осветил в своем творчестве. Упадок и страдания породили в его произведениях объединение ощущения ужаса с описанием серой будничности.
Новелла «Перевоплощение» шокирует нас своим пессимизмом. Все время автор делает ударение на потому, что человек, оказавшись в безвыходном положении, никому не нужна, ее сторонятся ближайшие — отец, мать, сестра. Общество, которое отталкивает душевно больного, беспомощного человека, он не имеет шанса выжить, он должен погибнуть. Интересно, что никто из многочисленных пессимистов к Кафки не смог показать человека в таком жалком положении — преобразованную на безобразное насекомого. Грегор Замза — главный герой произведения, человек глубоко несчастный, и автор относится к нему с сожалением и сочувствием, так как содержание его жизни — страдание, мучения, которых человеку наносит мировое зло. Вырос он в мещанской семье, которую интересуют сугубо материальные блага. Отец его потерял работу, мать болеет астмой, а сестра Грета еще слишком молодая, чтобы работать. Поэтому Грегор вынужден служить одному из многих кредиторов, став коммивояжером, и много времени проводит в поездках, предлагая клиентам образцы тканей. Эта работа не приносит ему удовлетворение, он ощущает себя утомленным от жизни, в котором бракует душевных отношений, постоянных товарищей, человеческого понимания. «Пусть черти берут все это!» — бросает скороговоркой Грегор, ощущая одинокость и душевную опустошенность. Из отношение Кафки к своему герою мы видим, что он несчастный маленький и никчемный человека, который не обращает внимание на пренебрежение, жестокое и бездушное отношение к нему. Но чувство Грегора к своей грубой семье были благородны, и он хотел им добра, тогда почему именно его автор подвергает такому ужастному преобразованию? Мне кажется, что это не случайно, и так как Грегор человек общества, он может стремиться к усовершенствованию, в то время ему не беспокоиться. «Проснувшись одного утра Грегор Замза увидел себя в своей кровати преобразованным на большое насекомое». Он растерялся, думая, что это сон, но поняв, что это правда, начал приспосабливаться к жизни.
Родители Грегора испуганы не столько тем, что произошло с сыном, сколько тем, что он не пошел утром на работу и, в конце концов, потерял ее. Жизнь семьи коренным образом изменилась: отец и мать должны работать, сестра — вести домашнее хозяйство. Интересно, что ни сам Грегор, ни его родители даже не призадумались над причинами необыкновенного «перевоплощение». Они воспринимают это как норму жизни, и готовы мирится с этим ужасом. Реакция близких людей просто поражает, так как эта трагедия имела бы принудить их взывать о помощи, делать все возможное и невозможное, чтобы возвратить сына и брата к человеческому положению. Но эти люди, отягощенные материальной жизням, спокойно остаются в своем уединении, их воля будто парализована.
Автор подчеркивает, что человек — это насекомое в бескрайнем океане жизни, которой ей враждебно и старается ее уничтожить. Беззащитное создание — человек — не может противостоять поглощающей бездне, так как не имеет средств влияния на нее. Беда, по мнению Кафки, ждет каждого именно в обычной, ежедневной жизни, она только караулит на благоприятный момент, чтобы поразить своими стрелами боли. Ближайшее окружение Грегора — отец, маты, сестра — только и ожидают на благоприятную минуту, чтобы избавиться от урода. Отец от самого начала ужасного перевоплощения стремился физически повредить своего беспомощного сына. Сестра, которую Грегор любит более всего, предает его: «Я не хочу называть этот урода братом и говорю лишь одно: нужно как-то избавиться ее…» Грета не понимает, что ее брат сохранил любящее человеческое сердце, человеческие чувства стыда, гордости, пристойности. Она непоколебима в своих мыслях относительно уничтожения насекомого-человека. Мать Грегора тоже никак не сочувствует ему, ее утомляет ощущение ужаса в собственном жилье, и она готовая отречься сына.
Ужасная ситуация отречения от близкого человека принуждает писателя подчеркнуть, что если Грегор — человеческое существо, то его семья — насекомого в человеческом подобии, и каждый из них может занять место Грегора. Что ждет человека в этом ужасном обществе, которое ждет человека в этой вражеской жизни? Ничего, отвечает автор. Он считал, что человек обречен своим существованием на одинокость. Именно беспомощность, поражение человека представляют основную мысль как новеллы «Перевоплощение», так и жизненного кредо автора. Конфликт человека и общества, человека и жизнь, утверждает Кафка, не может быть разрешимым, никто не в возможности сделать человека полноправным хозяином своей собственной жизни.
Именно так пессимистически он видел наше поколение, наше общество и человека в этом обществе выдающийся австрийский писатель. Но человек должен надеяться на лучшее, так как он думает, создает, живет. Конечно, человеческая жизнь короткая, но человек должна достойно пройти через все испытания, не потеряв ни достоинства, ни искренности души, ни любви. Только тогда следующее поколение будет добрее к нам.
Жестокость в новелле Франца Кафки «Перевоплощение»