Жестокость XX века в новелле Франца Кафки «Перевоплощение»
Пройдет год — и отойдет в прошлое второе тысячелетие, станет легендой, сказкой. Что ждет человечество в следующем, третьем, с каким багажом знаний, чувствами мы сможем пересечь его границу? Эти проблемы волновали и волнуют выдающиеся умы нашей эпохи. Поэты, прозаики, художники в своих работах пытались осветить важнейшие проблемы, которые беспокоят человечество, стремились найти путь в общество гармонии и света. Австриец Франц Кафка был свидетелем великих и трагических перемен, происходивших в Европе в начале XX века.
Своими глазами он видел разрушение романтично возвышенного старого мира и не желал ему ничего, кроме гибели. Однако писатель чувствовал себя частицей этого больного мира, который отходил в прошлое. Осознание своей беззащитности, жертвенности перед неотвратимостью общечеловеческой душевной муки, глобальной общественной катастрофы он ярко осветил в своем творчестве.
Упадок и страдания породили в его произведениях шокирующее сочетание ощущения ужаса с описанием серой обыденности.
Новелла «Перевоплощение» шокирует нас своим пессимизмом. Все время автор отмечает, что человек, оказавшись в безвыходном положении, никому не нужен, все его чураются, от него отворачиваются близкие — отец, мать, сестра. Общество, которое отталкивает душевно больного, беспомощного человека, не имеет шанса выжить, оно должно погибнуть.
Интересно, что никто из многочисленных пессимистов до Кафки не смог показать человека в таком жалком положении — превращенного в гадкое уродливое насекомое.
Грегор Замза — главный герой произведения, человек глубоко несчастный, и писатель относится к нему с жалостью и сочувствием, потому что содержание его жизни — страдания, мучения, которых человеку наносит мировое зло. Вырос он в мещанской семье, которую интересуют сугубо материальные блага. Отец его лишился работы, мать болеет астмой, а сестра Грета еще слишком молода, чтобы работать.
Поэтому Грегор вынужден служить одному из многих кредиторов, став коммивояжером и много времени проводит в поездках, предлагая клиентам образцы тканей. Эта работа не приносит ему удовольствия, он чувствует себя одиноким, уставшим от жизни, в которой ему не хватает душевных отношений, товарищей, человеческого взаимопонимания. Грегор чувствует одиночество и душевную опустошенность.
Из отношения Кафки к своему герою видим, что он болеет за несчастного, маленького и ничтожного человека, который ощущает пренебрежение, жестокое и бездушное отношение. В отношении Грегора к своей грубой семье он был и благородным и хотел ей добра. Тогда почему автор подвергает его ужасному превращению? Мне кажется, что это не случайно, и потому что Грегор — не самый безнадежный человек общества, он может стремиться к усовершенствованию. «Проснувшись однажды утром от беспокойного сна Грегор Замзам увидел себя в своей постели превращенным в большое насекомое. Он растерялся, думая, что это сон, но, поняв, что это правда, начал приспосабливаться к жизни букашки».
Родители Грегора испуганные не столько тем, что произошло с сыном, сколько тем, что он не встал утром на работу и, наконец, потерял ее. Жизнь семьи коренным изменяется, отец и мать должны работать, сестра — вести домашнее хозяйство. Интересно, что ни сам Грегор, ни его родители даже не задумались над причинами необычного «перевоплощения». Они воспринимают это как норму жизни и готовы смириться с этим ужасом. Реакция близких людей просто поражает, ибо эта трагедия должна заставить их кричать о помощи, делать все возможное и невозможное, чтобы вернуть сына и брата к человеческому положению.
Но эти люди, обремененные материальной жизнью, спокойно остаются в своем уединении, их воля словно парализована.
Автор подчеркивает, что человек — это насекомое в бескрайнем океане жизни, который ему враждебен и пытается его уничтожить. Беззащитное существо — человек — не может противостоять поглощающей бездне, поскольку не имеет средств воздействия на нее. Беда, по мнению Кафки, ждет каждого именно в обычной, повседневной жизни, она только подстерегает благоприятный момент, чтобы поразить своими стрелами боли.
Ближайшее окружение Грегора — отец, мать, сестра только и ждут подходящую минуту, чтобы избавиться от чудовища. Отец изначально после ужасного перевоплощения стремился физически повредить своего беспомощного сына. Сестра, которую Грегор любит больше всего на свете, изменяет ему: «Я не хочу называть это чудовище братом и говорю только одно: надо как-то избавиться от него…». Грета не понимает, что ее брат сохранил любящее человеческое сердце, человеческие чувства стыда, гордости, приличия. Она непоколебима в своем мнении относительно уничтожения насекомого-человека.
Мать Грегора тоже никак не сочувствует ему, ее утомляет ощущение ужаса в собственном доме, и она готова отречься от сына.
Ужасная ситуация отречения от близкого человека заставляет писателя подчеркнуть, что если Грегор — человеческое существо букашке подобное, то его семья — насекомые в человеческом облике, и каждый из них может занять место Грегора. Что ждет человека в этом ужасном обществе, что ждет человека в этой враждебной жизни? Ничего, отвечает автор.
Он считал, что человек обречен своим существованием на одиночество. Именно беспомощность, поражение человека составляют основную мысль, как новеллы «Перевоплощение», так и жизненного кредо автора. Конфликт человека и общества, человека и жизни, утверждает Кафка, не может быть решен, никто не в состоянии сделать человека полноправным хозяином своей собственной жизни.
Именно так пессимистично видел наш век, наше общество и человека в этом обществе выдающийся австрийский писатель. Но человек должен надеяться на лучшее, потому что она думает, творит, живет. Конечно, человеческая жизнь коротка, но человек должен достойно пройти через все испытания, не потеряв ни достоинства, ни искренности души, ни любви.
Только тогда следующий век будет добрее к нам.
Жестокость XX века в новелле Франца Кафки «Перевоплощение»