Житийный жанр
Житийный жанр занимает особое место в русской литературе. Жития — это жизнеописания людей, причисленных к лику святых. Как правило, жития писали близкие друзья святого с целью «поведать миру» о жизни и подвигах человека, прославить его память, сохранить для потомства воспоминание о необыкновенном человеке.
Составление жития требовало огромных знаний, строгого соблюдения правил и композиции.
Житию свойственна неторопливость, повествование в третьем лице; иногда с отступлениями, обращениями к читателю и похвалами святому.
Житие требует создания четких образов, проведения грани между добром и злом. Мы видим либо резко отрицательных героев, либо резко положительных. Середина отсутствует.
Причем отрицательный герой, которого автор обычно именует не иначе как «злодей», «окаянный», «треклятый», служит для контраста с «богоблаженным», «святым», подчеркивает безупречность того, о ком идет речь.
В отличие от биографии, в житиях отсутствует движение, рост героя. Святой уже с рождения — избранник божий. И автор иллюстрирует его святость, выбирая из реальности только те факты, которые бы ее подчеркивали.
Остальная жизнь святого не принимается во внимание. Индивидуальность человека устранялась, в повествование вводились у «злодея» — только отрицательные качества, а у святого — только положительные. И вот святой становится обобщенным воплощением добра.
Поскольку все авторы житий писали по признанному ими шаблону, жития похожи по стилю речи, и их герои схожи друг с другом поведением, разговором, реакцией на происходящее.
Автор жития как бы создавал эталон для последующих поколений, являя пример для подражания, сводя многообразие действительности к абстрактному идеалу.
Житийный жанр