Живое народное слово в творчестве Котляревского
Принцип связи, зависимости и единства индивидов в большой мере в произведениях Котляревского еще имеет форму чувственно-индивидуальных, а не общественно классовых отношений. Моральные нормы раскрываются главным образом как совокупность принципов личного поведения индивидов — представителей единого человеческого рода. Для Тетерваковского, Макогоненко, Финтика, Венеры, Амати, Латынь, Турна и других персонажей, которые противостоят позитивному началу, присущи лицемерие и коварство, обман, крючкотворство и другие изъяны. Язык персонажей драматичных произведений Котляревского типизован (а не индивидуален) в рамках сборных социальных типов: крестьянин, чиновник, солдат.
Живет народное слово в XVI-XVIII ст. уже было представлено в произведениях украинского писательства, но Котляревский первый отобразил бессмертное богатство разговорного языка. Он сыграл большую роль в приближении писательства к широким народным массам, привлек внимание к художественно-эстетической ценности языковой культуры народа. Писатель засвидетельствовал значительные возможности народного слова для языковой характеристики персонажей. Своей художественной наработкой Котляревский опроверг нигилистичное отношение реакционных кругов общества относительно самой возможности творения литературы языком украинского народа. Он ввел в литературу тот основной словарный состав народного бытового языка, которым в большой мере пользовались все писатели дошевченковского периода, обогащая и развивая его.
Творчество Котляревского не только открыло читателям новый национальный мир с его неповторимым комплексом исторического, социального и морально-этического сознания, но и утвердила в украинской литературе новые принципы художественного освоения действительности, целую идейно-художественную эпоху. Выступая важным фактором расширения познавательных возможностей искусства, нагромождения в нем черт реалистичности, обращения, к народному миропониманию и народной культуре, такое характерное для творчества Котляревского, значило в первую очередь решительное приближение литературы к новому для нее объекту изображение — народа, а следовательно — и к возможности познания его как большой силы истории. В творчестве Котляревского содержится дух народного гуманизма, который оказывается в стремлении личности к социальной свободе, в соотношении автором эстетичного идеала и самой цели художественного творчества с жизненными интересами народных масс.
Жизнь в произведениях Котляревского есть полифонична и многокрасочная, целостная и неприкрашенная, как сама природа. Он не просто «реконструирует» естественные отношения между индивидами или показывает родовые человеческие черты, а приближается к отображению многомерных общественных связей между людьми, за которых личность из круга эмпиричных бытовых отношений выходит на орбиту общенациональных и исторических закономерностей. Социальные институты в его произведениях начинают терять свою внешнюю и независимую природу относительно человека или целой этнической общности и выступают отверстием и результатом совокупной деятельности людей. Котляревский приходит к пониманию как ведущему началу в жизни общества и человека принципа историчной сменяемости. Ощущение целенаправленного движения времени (в отличие от цикличной его природы в эпопее Вергилия), его протекания, вне сюжета, за пределами произведения связано у Котляревского именно с осознанием исторической сменяемости и неповторимости мира. Элементы историзма в творчестве Котляревского ярко оказываются в художественном освоении конкретно исторического содержания жизни своей эпохи, в воссоздании ее неповторимого образа и колорита, в способности писателя постичь ведущие тенденции общественный развития.
Появление черт исторического художественного мышления и исторического сознания у Котляревского приводит его к отображению национального самосознания народа, понимания им своей исторической судьбы. С идеей «Общей отчизны» (государственно политического союза Украины с Россией) у Котляревского совмещается идея национальной самобытности украинского народа, его исторического быта и обычаев и права на самостоятельное развитие. Представлено в «Энеиде» национальное самосознание народных масс содержит и элементы их классового сознания, в результате чего у читателя закономерно появляется мысль о тогдашнем обществе как социальном несправедливом.
Изображение Котляревским национального коллектива, представленного главным образом народной массой, — центральным объектом литературы, способствовало переходу народного из области низкого и уродливого (так оно понималось тогда в рационалистичной эстетике) в сферу идеального и героичного. Обращение к национальным культурным истокам, к народной эстетике и этике вело к разрушению художественного универсализма, распространенного в давней украинской литературе, к переходу от идейно-художественной обработки литературных сюжетов к конкретно исторического виденья действительности, к сотворению оригинальных художественных структур. Это был путь к углубленному пониманию концепции бытия и человека, к усовершенствованию поэтического языка, рост активного творческого начала в литературе.
Большое влияние яркого и самобытного таланта Котляревского, развитие его, художественно-эстетичных принципов отразились на художественном наследстве многих украинских писателей, в частности Шевченко, Кропивницкого, Карпенка-Карого. Произведения Котляревского, которые вобрали многовековые традиции украинской и мировой культур, на рубеже новой исторической и литературной эпохи знаменовали переход к новому типу художественного творчества, к реализму и народности.
Живое народное слово в творчестве Котляревского