«Жизнь», анализ произведения Ги де Мопассана
Созданный в 1883 году роман «Жизнь» стал одним из наиболее ярких литературных произведений Мопассана. В нем автор обратился к классической теме всех времен и народов — изображению человеческой жизни со всеми ее радостями и печалями. Главной героиней «Жизни» Мопассан сделал аристократку Жанну, отличающуюся возвышенной душой и романтическими представлениями о мире.
Художественная проблематика романа вытекает из его названия. Перед читателем проходит история жизни вышедшей из монастыря девушки: ее мечты о будущем, ее знакомство и последующий брак с виконтом де Ламаром, ее свадебное путешествие и первая измена мужа, рождение сына Поля, еще одна измена мужа и его трагическая смерть, потеря желанной дочери, взросление сына, смерть родителей, разорение, разлука и последующее воссоединение с сыном и новорожденной внучкой.
Знаковые жизненные события описываются в романе через призму чувств главной героини. Фактически вся жизнь Жанны протекает не столько во внешнем художественном пространстве, сколько во внутренних тайниках ее души. Целомудренная и мечтательная девушка, приходящая в восторг от красоты окружающего мира, глубоко переживает все, что разрушает ее идеальные представления о нем. Жанна тяжело привыкает к физической стороне любви и узнает ее прелесть только на лоне дикой корсиканской природы. Первая измена мужа с горничной Розали чуть не убивает Жанну и морально, и физически.
К жизни героиню возвращает только рождение сына, в котором она находит единственный смысл своего существования.
Окончательное разочарование в мире постигает Жанну в ночь смерти матери, когда она находит ее любовную переписку. Видящая в родителях последний островок привычного идеального мира, главная героиня, наконец-то, постигает истинную суть жизни. С этого дня Жанну перестает трогать что бы то ни было.
В течение краткого времени она пытается найти утешение в вере, но фанатичный аббат Тольбиак, жестокий по отношению и к невинным животным, и к не особо грешащим людям, напрочь отбивает у молодой женщины желание общаться с Богом. Жанна целиком сосредотачивается на сыне. Материнская любовь помогает ей преодолеть все: и смерть мужа, и смерть отца.
Душевная тонкость и неприспособленность к реальной жизни с возрастом превращают Жанну в старуху. Ее молочная сестра Розали, между тем, оказывается физически крепкой и пышущей здоровьем женщиной. В отличие от Жанны ей некогда было переживать из-за несовершенства мира: Розали приходилось много и тяжело работать, растить сына, пытаться найти общий язык с незнакомым человеком, ставшим ее мужем.
Художественное время романа удивительно точно передает человеческое восприятие жизни. В молодости Жанна наслаждается каждый прожитым мигом, но как только выходит замуж время тут же начинает ускоряться. При этом погружение в реальную жизнь, одновременно, и растягивает восприятие героиней временных рамок, делая их вязкими, скучными и однообразными.
В юности Жанна живет своими ощущениями, в молодости — событиями, в зрелом возрасте — сыном.
Жизнь в романе Мопассана имеет и свой символический образ — воды. Жанна отправляется в «Тополя» в сильный ливень; в самые счастливые моменты жизни девушка без страха плавает в океане и путешествует по морю , телесная чувственность молодой женщины просыпается около дикого горного ручья.
Жизнь других героев показана в романе в соприкосновении с жизнью Жанны. Именно через ее чистое восприятие Мопассану удается вскрыть общественные пороки своего времени. Их критика проявляется в романе мягко и нежно, подстать характеру его главной героини. Французский писатель развенчивает сентиментальные мифы о счастливой, взаимной любви и крепкой и дружной семье.
Он показывает естественность свободных нравов как в жизни простых крестьян, так и дворянского сословия. Последнее рисуется писателем как мало пригодное к жизни в принципе: отец Жанны только и делает, что продает свои фермы, поскольку не знает цены деньгам; мать Жанны проводит время в любовных грезах; граф де Фурвиль оказывается слишком благородным, чтобы справиться с изменой любимой жены; увлеченный вихрем большого города Поль и вовсе становится прожигателем своего состояния и существования.
В «Жизни» хорошо удается устроиться только тем, кто умеет лавировать между радостями и неприятностями, богатством и бедностью, долгом и любовью: виконту де Ламару, Розали, графине де Фурвиль, аббату Пико. Каждый из этих персонажей наделен как отрицательными, так и положительными качествами. Например, про Жюльена нельзя однозначно сказать, чего в нем больше — скаредности или бережливости. С точки зрения Жанны, он — скуп; с позиции жизненной логики — экономически дальновиден. Аббат Пико — не очень похож на блюстителя нравственности, но бороться с грехами своих прихожан он пытается не оголтело, как Тольбиак, а разумно — не предотвращая грех, а исправляя его последствия.
Живущая простыми, естественными чувствами Розали, в конце романа подводит итог душевным терзаниям Жанны и всему повествованию в целом, говоря, что «жизнь: не так хороша, да и не так уж плоха, как думается». Жизнь — это просто… жизнь.
«Жизнь», анализ произведения Ги де Мопассана