Жизнь без смысла на примере образа Онегина
Почти до конца шестой главы романа все действия Онегина, его речи, его мысли, характеристики, даваемые ему автором, рисуют нам один и тот же неизменяющийся образ. Но события, рассказанные Пушкиным в последних главах (начиная с шестой), производят сильнейшее действие на героя его романа, и мы видим, что он обнаруживает такие свойства характера, которых он, может быть, и сам у себя не подозревал. Первый удар его привычному эгоистическому и пассивному невниманию ко всему окружающему наносит убийство им на дуэли его молодого друга, Ленского. Только теперь он вдруг понимает, что он наделал, к чему привела его невнимательность к людям, забота только о своем собственном спокойствии:
Мгновенным холодом облит, Онегин к юноше спешит, Глядит, зовет его… напрасно: Его уж нет. Младой певец Нашел безвременный конец!
Здесь уже Онегин не тот высокомерный, стоящий выше всех жизненных впечатлений, иногда только недовольный сам собой, холодный эгоист. Он приходит в ужас от своего бессмысленного преступления:
В тоске сердечных угрызений, Рукою стиснув пистолет, Глядит на Ленского Евгений. «Ну, что ж? убит»,- решил сосед. Убит!.. Сим страшным восклицаньем Сражен, Онегин с содроганьем Отходит и людей зовет.
Убийство Ленского перевернуло всю жизнь Онегина. Он только о нем и думает. Он не в состоянии оставаться дольше жить в тех местах, где все напоминало ему о его страшном преступлении,
Где окровавленная тень Ему являлась каждый день… Он, как затравленный угрызениями совести, мечется по свету: Им овладело беспокойство, Охота к перемене мест (Весьма мучительное свойство, Немногих добровольный крест).
Онегин Теперь не может, как прежде, проходить по жизни, вовсе игнорируя чувства и переживания людей, с которыми он сталкивается, и думать только о себе…
Вторым ударом по эгоистической замкнутости Онегина, по его душевной слепоте ко всему окружающему были те впечатления о русской жизни, о страданиях русского народа, которые должны были поразить его во время трехлетнего путешествия. Этому путешествию Онегина Пушкин посвятил было целую главу (первоначально — восьмую), но затем выбросил эту главу из романа и оставил только небольшие «Отрывки из путешествия Онегина», которые дал в приложении к своему роману. В этой главе было рассказано, как Онегин побывал в «военных поселениях». Так назывались устроенные императором Александром I и его помощником генералом Аракчеевым специальные деревни для солдат, где они жили со своими семьями под строжайшим присмотром военного начальства. Трудно представить себе те мучения, побои, истязания вплоть до смерти, которые приходилось испытывать этим «военным поселенцам» от жестоких «аракчеевцев»! Онегин все это узнал, увидел, и, конечно, эти страдания народа должны были оставить самый тяжелый след в его душе. Теперь презрительно отвернуться от жизни и думать только о себе он был не в состоянии…
Пушкин уничтожил даже в рукописи все написанные им стихи о «военных поселениях», так как не только напечатать это ему не позволили бы, но за сочинение таких стихов ему грозила бы ссылка или тюрьма.
Однако некоторые следы содержания этой уничтоженной главы остались в романе. Мы видим, что Онегин, вернувшийся из путешествия, не похож на прежнего Онегина. Он стал гораздо серьезнее, внимательнее к окружающему. Теперь он способен переживать самые сильные чувства, целиком захватывающие и потрясающие его душу. И тон рассказа Пушкина о нем изменяется.
Вернувшись после путешествия, Онегин снова встречается с Татьяной. И здесь его, уже наученного ударами судьбы внимательно всматриваться в людей, интересоваться их внутренней жизнью, поражают высокие душевные качества этой женщины, когда-то отвергнутой им: ее ум, благородная и спокойная простота ее поведения, ее сдержанность в выражении своих чувств, ее такт и доброжелательность по отношению к окружающим. Онегин влюбляется в Татьяну, и сила его чувства такова, что он тяжело заболевает, чуть не умирает от любви. Проболев целую зиму, просидев безвыходно у себя дома, Онегин ранней весной, еще не выздоровевший, едет к Татьяне, чтобы хоть увидеть ее еще раз. «Идет, на мертвеца похожий»,- и застает Татьяну дома одну. Татьяна сразу понимает, в каком тяжелом состоянии он находится:
Его больной, угасший взор, Молящий вид, немой укор, Ей внятно все.
Как далек этот глубоко и тяжко переживающий свою любовь человек от Онегина первых глав романа! Как сильно сказались на нем испытанные им душевные потрясения! И здесь Онегин терпит окончательный крах своих надежд на личное счастье: Татьяна решительно отказывается соединить свою судьбу с его судьбой.
«Я вас люблю (к чему лукавить?), Но я другому отдана; Я буду век ему верна».
На этом заканчивается Роман. Что случилось с Онегиным дальше, Пушкин нам не рассказывает. Белинский в своей работе о «Евгении Онегине» пишет:
«Что сталось с Онегиным потом? Воскресила ли его страсть для нового, более сообразного с человеческим достоинством страдания? Или убила она все силы души его, и безотрадная тоска его обратилась в мертвую, холодную апатию? — Не знаем, да и на что нам знать это, когда мы знаем, что силы этой богатой натуры остались без приложения, жизнь без смысла, а роман без конца?»
Белинский предполагает, как видим, что любовная катастрофа Онегина могла воскресить его душу для нового страдания, «более сообразного с человеческим достоинством». Так Белинский, передовой общественный деятель, борец за счастье народа, называет общественные, политические интересы, которые, по его мнению, теперь могли захватить Онегина. Это страдание уже не личное, а вызванное тяжелым, угнетенным состоянием русского народа. Белинский, видимо, считал возможным, что Онегин после всех пережитых им катастроф мог воскреснуть душой, приняв участие в борьбе за счастье народа, иначе говоря, примкнув к революционерам, декабристам.
Есть основания, как мы видели, предполагать, что Пушкин, когда он думал в своем романе довести описание жизни Онегина до самой смерти своего героя, такую именно судьбу и предназначал ему. Полностью разочаровавшись в надеждах на личное счастье, излечившись от своего крайнего эгоизма, Онегин встречается с декабристами, принимает вместе с ними участие в восстании и, в конце концов гибнет, сосланный на Кавказ. Но все эти события лежат за пределами того Романа, который Пушкин нам оставил. Это были только его планы, предположения на будущее. В написанном им романе Онегин вовсе не декабрист, «силы этой богатой натуры остались без приложения» и «жизнь без смысла».
Жизнь без смысла на примере образа Онегина