Жизнь и творческая судьба Джейнса Джойса
Детские года будущего писателя. Родился 2 февраля 1882 г. в г. Дублине в многодетной семье налогового инспектора. Жизнь семьи Джойсов была преисполнена нуждами. От матери сын перенял католический уклад мыслей, от отца — заинтересованность проблемами политической жизни Ирландии. Несмотря на затруднительное материальное положение семьи, получал образование сначала в иезуитском пансионе, школе Христианских братьев, престижном Бельведер-колледже, а потом — на филологическом факультете Дублинского университета. Увлекался историей, языками, античностью, интересовался искусством, зачитывался произведениями Л. Толстого, Г. Гауптмана, Г. Ибсека. В студенческие годы сблизился с выдающимися представителями дублинской творческой интеллигенции, интересующейся идеями национального возрождения.
Судьба изгнанника. Больно воспринимая положение Ирландии, притесняемой Англией, Джойс был не в состоянии постичь сложность национальных, религиозных и социальных отношений в родной стране. Не выдержав английского ярма и раздора, который властвовал среди ирландцев, Джойс избирает горькую судьбу изгнанника. С 1904 г. он живет в Триесте, Цюрихе, Париже. Умер на чужбине, в Цюрихе, 13 января 1941 г. Начало творчества в 1907 г. вышел поэтический сборник «Камерная музыка». Лирика Джойса преисполнена то романтической приподнятости, то лирической иронии, которые были характерны для поэзии того времени.
Сборник новелл «Дублинцы». в 1914 г. вышел в печать сборник новелл Джойса «Дублинцы», в который вошли пятнадцать произведений. Они написаны в реалистичной манере, обогащенной элементами импрессионизма и символизма. По словам автора, эти новеллы изображают «раздел из истории обычаев моей Отчизны». В них молодой автор продемонстрировал тонкую наблюдательность, стилистическое мастерство, умение несколькими штрихами создать выразительный художественный образ. Интенсивный модернистский поиск в 1914 г. Джойс завершил эссе «Джакомо Джойс», в котором была опробована новая поэтика. Это произведение справедливо считается одним из наилучших образцов модернистской прозы. Оно написано в виде ряда фрагментов. В произведении использованы импрессионистические средства, элементы «потока сознания», которые найдут свое развитие в дальнейшем творчестве писателя.
Автобиографический роман «Портрет художника смолоду» (1916). Написано в русле европейского «романа воспитания», произведение изображает процесс формирования ирландского художника, который, осознав себя творческой личностью, решительно отбрасывает убогую ирландскую действительность и в знак протеста бросает родину.
Лучшее произведение Джойса — роман «Улисс». Работать над романом писатель начал в 1914 г. Публиковать начал в 1918 г. в одном из нью-йоркских журналов. Публикация вызвала скандал, автору предъявили обвинение в аморальности, книгу запретили печатать и в Англии, и в Америке. Первое полное издание на английском языке появилось в 1922 г. в Париже, вызвав бесконечные споры, большое увлечение одних и острую критику других. По замыслу автора, роман должен был стать «Одиссеей» современной цивилизации, огромной и всеобъемлющей энциклопедией современной жизни и культуры. Но, прежде всего, «Улисс» является энциклопедией ирландской, дублинской жизни.
«Поминки по Финнегану » — последний роман Джойса. Работал над ним Джойс семнадцать лет, опубликовал в 1939 г. Этот роман — диалог гения со своей страной. В нем персонифицированы ирландская природа, реки, горы, использованы старинные ирландские саги, легенды. Произведение преисполнено фантазий, химерических ассоциаций, аллегорий.
Место Джеймса Джойса в истории мировой литературы. Джеймс Джойс занимает уникальное место в истории мировой литературы. Он один из основателей европейского модернизма, художник-новатор, который коренным образом изменил лицо художественной прозы. Его творчество обозначено масштабными экспериментами с мифом, разными пластами реальности, историей, временами, средствами изображения внутреннего мира человека, языком и стилем. Одной из ярчайших новаций писателя является «поток сознания». Творчество Джойса существенно повлияло на творчество многих выдающихся писателей Западной Европы и Америки, начиная с 20-х лет и до сегодняшнего дня. Влияние Джойса ощутимо в творчестве Элта, Вирджинии Вульф, Э. Хемингуэя, Дж. Стейнбека, В. Фолкнера, Дж. Апдайка, Г. Грина, Т. Манна и многих других писателей.
Жизнь и творческая судьба Джейнса Джойса