Жизнь и творчество: Иоганн Кристоф Фридрих Шиллер
Иоганн Кристоф Фридрих Шиллер, немецкий поэт, драматург, теоретик искусства, историк, выдающийся представитель Просвещения в Германии, один из основоположников немецкой литературы нового времени, родился 10 ноября 1759 г. в городке Марбаха (Веймар). Будущий поэт воспитывался в религиозной атмосфере, что отразилось на его ранних стихах. После обучения в протестантской школе и занятий с протестантским пастором Шиллер в 1773 году по установке герцога Вюртембергского, чьим подданным был его отец, поступил в военную академию и начал изучать право, хотя с детства мечтал стать священником. С 1775 года он, покинув юриспруденцию, взялся за изучение медицины. Закончив курс в 1780 году, он получил в Штутгарте место полкового врача. В 1781 году Шиллер завершил и опубликовал драму «Разбойники».
В начале следующего года ее поставили в Мангейме. В 1782 году из-за конфликта с герцогом Шиллер уехал из Вюртембергского герцогства. Следующим летом он заключил контракт на написание пьес для постановки на мангеймской сцене. Две драмы, над которыми Шиллер работал еще до бегства из Штутгарта, — «Заговор Фиеско в Генуе» и «Коварство и любовь», — были поставлены в мангеймском театре, причем последняя имела большой успех. В 1785 г. Шиллер написал одно из своих известнейших поэтических произведений — «Оду радости». В 1785-1787 годах писатель гостил у одного из своих почитателей в Лейпциге и Дрездене. Со временем он поселился в Веймаре. В 1789 г. Шиллер стал профессором всемирной истории в Йенском университете. Небольшого жалованья не хватало писателю на проживание, но принц фон Шлезвиг — Тольштейн-Зондербург-Августенбург и граф фон Шиммельман назначили ему стипендию. В 1785-1791 годах Шиллер выпускал литературный журнал, который выходил под разными названиями.
В 1786 г. были опубликованы «Философские письма», в 1787 г. — пьеса «Дон Карлос», которой завершается первый период творчества Шиллера. В 1788 году был написан стих «Боги Греции». В этом же году Шиллер познакомился с Гете, и с того времени поэты стали близкими друзьями. В 1792-1796 годах выходит ряд философских эссе Шиллера, в которых заметно влияние философии И. Канта. В 1796 году написана драма «Валленштайн», которой начинается второй этап драматургического творчества писателя. В этом же году Шиллер начал периодическое издание «Альманаха муз», где было опубликовано много его произведений. 1797 год творчество Шиллера называют «балладным годом», тогда были созданы баллады «Кубок», «Перчатка», «Перстень Поликрата» и «Ивиковы журавли».
В 1800 году была написана пьеса «Мария Стюарт», а в 1801 — пьеса «Орлеанская дева», в основу которой положена история Жанны Д’Арк. В 1804 году была написана последняя завершенная пьеса «Вильгельм Телль», которую Шиллер задумал как «народную» драму. Умер Шилл Одновременно с драматургией Шиллер посвящает себя поэзии, в которой мысль всегда преобладает над чувством. В своих произведениях поэт обращается к искусству античности и Ренессансу. В стихотворении «Боги Греции» (1788) ощущается направленность к античному эпосу.
Поэт прославляет языческие божества древних греков. В балладе «Ивиковы журавли» поэт высказывает мысль о неотвратимости расплаты за содеянные беды. Если нет среди людей свидетелей совершенного, то сама природа наказывает, а преступник непременно выдает себя. Никто не имеет права подвергать жизнь героя тяжелому испытанию, нельзя дважды соблазнять судьбу — такой очевидный итог баллады, которая стала известной у нас благодаря переводу Жуковского под названием «Кубок». Правителю автор предъявляет обвинение в жестокости, а бездна вод изображена как бушующая стихия. В балладе «Перстень Поликрата» раскрывается идея неотвратимости, фатума. Кажется, фортуна крепко срослась со всеми помыслами царя Самоса, но чем большими становятся Поликратовы достижения, тем больше ужасают они его собеседника, который, услышав очередную радостную весть, спешит покинуть дворец счастливца. ер в Веймаре 9 мая 1805 года.
Баллада «Перчатка». В ряде баллад стрежнем сюжета становится испытание героя — проверка его мужества, отваги. На первый взгляд, таким произведением является баллада «Перчатка». Но здесь жизнью героя играют ради шутки: капризная красавица Кунигунда не колеблется, посылая верного рыцаря Делоржа на расправу хищным зверям. Сюжет этой баллады взят из книги Сенфуа, который описывает настоящий эпизод, произошедший при дворе короля Франциска І. Темой этой баллады является позор жестокой красавицы. Кроме эпизода с подвигом Делоржа, значительную часть произведения занимает описание зверинца, где с наибольшей лаконичностью передана и атмосферу толпы зрителей, и величие льва, который так и дышит опасностью.
Выходит лев;
Но не звучит рев: Пустыни друг Зрением немым обводит вокруг Арены… -(Перевод Г. Ореста)
Ситуация становится еще более напряженной, когда храбрый рыцарь идет к диким животным, чтобы поднять перчатку своей дамы. И тем более неожиданным становится завершение баллады. Творчество Шиллера завершает литературу XVIII столетия, его стиль связан с искусством Просвещения. В поэзии философская и политическая мысль объединяется с образностью, абстрактная лексика подчеркнуто простая, размышления завершенные и лаконичные.
Шиллер оставил несколько прозаических произведений; талант ярко показан в его исторических работах. Однако настоящее призвание художника — это драматургия. Его творческий путь — это путь поиска нового типа трагедии, которая могла бы показать трагизм его времени.
Жизнь и творчество: Иоганн Кристоф Фридрих Шиллер