Жизнь и творчество М. Т. Рыльского
Мини-проект «Уединение трудолюбивое и спокойное светит лампаду мою и раскладывает бумаги».
Максим Рыльский родился 19 марта 1895 г. в семье украинского этнографа и культуролога Тадея Рыльского, который походил из давнего ополонизированного украинского рода. Матерью была простая крестьянка Мелания с с. Романовки бывшего Сквирского уезда (теперь Попольнянского района Житомирской области). Родился мальчик в Киеве, но его детство прошло в с. Романовцы.
В автобиографическом рассказе «С давних лет» Максим Рыльский с теплотой вспоминал это село выше реки Унавы, что преграждена плотиной, разливается в широкий, заросший камышом и водяной лилией ставок. Здесь он начал познавать мир как «таинственную, едва раскрытую книгу». Разные грани этого мира — «стоголосое поле», белая гречка, «ветер кудрявый», садок, который белеет цветом и «тихо роняет лепестки», цветение сирени, гудение «веселых пчел» — потом естественно войдут в стихи поэта и предоставят им выразительный национальный колорит.
Учился Максим в частной гимназии известного киевского педагога Владимира Науменко, жил у Николая Лысенко и Александра Русова. Такая культурная среда, в которой с уважением относились ко всему украинскому, оказывала содействие формированию подростка в национальном духе, созданию у него соответствующих взглядов, запросов, вкусов. Мальчик рано начинает писать стихи, а в 1910 г. выходит книга его лирики «На белых островах».
В 1915 г. Максим стал студентом Киевского университета, где сначала два года изучал медицину, потом учился на историко-филологическом факультете.
Гражданская война, голод и холод заставили юношу прервать обучение и покинуть город. Он учительствует в школах на Житомирщине (1917-1923). Много читает, читает научные работы по проблемам философии, эстетики, литературоведения, историософии, становится высоко эрудированным человеком в области искусства и гуманитарных наук. В Киеве выходят сборники его лирики «Под осенними звездами» (1918), «Синяя даль» (1922), поэма-идиллия «На опушке» (1918).
Переехав в Киев, поэт продолжает работать учителем украинского языка и литературы в школах и на рабфаке института народного образования, читает курс теории перевода в институте лингвистического образования. Вместе с тем издает несколько сборников поэзии — «Сквозь бурю и снег» (1925), «Тринадцатая весна» (1926), «Где сходятся дороги» (1929), «Гул и отголосок» (1929), много переводит с русской, польской и французской литератур. Творческая деятельность М. Рыльского разворачивалась тогда в русле неоклассицизма — художественной школы украинских поэтов, сориентированной на античную классику, на продолжение гуманистических традиций европейской поэзии нового времени. Неоклассиками называли тех поэтов и критиков, которые группировались вокруг журнала «Книжник» (1918-1920), а позднее — возле киевского издательства «Слово».
Николая Зерова, Максима Рыльского, Павла Филиповича, Михаила Драй-Тучу, Освальда Бургардта объединяли углубленный интерес к общечеловеческим ценностям, стремление поднять престиж художественного слова, с его помощью решать философские, исторические, морально-этические проблемы. Так эти поэты старались оберегать украинскую литературу от примитивизма, распространенного графоманами, которые якобы писали на «злобу дня».
Известно, что сталинщина направляла репрессивные удары прежде всего против мыслящей национальной интеллигенции. Были заключенные, а потом замученные в концлагерях Николай Зеров, Павел Филипович, Михаил Драй-Туча. Арестовывают в 1931 г. и полгода держат в Лукьяновской тюрьме Киева Рыльского.
Тяжелые времена настали для М. Рыльского. Чтобы выжить, приходилось говорить не своим голосом. Поэтому в 30-х годах не раз выходят из-под его пера плакатные стихи-призывы. Тоталитарной системе требовались такие произведения, где бы она «воспевалась», «поднималась», «возвеличивалась». Правда, временами разрешалось напечатать и что-то «нейтральное», и такие возможности Рыльский и другие авторы старались использовать.
В года борьбы против фашистских захватчиков на волне общенародного патриотичного подъема снова искренне зазвучало и слово М. Рыльского, который находился в эвакуации сначала в Уфе, а потом в Москве. Изданные тогда поэтические книги — «За родную землю» (1941), «Слово о родной матери» (1942), «Мировая звезда» (1942), «Светлое оружие» (1942), «Большой час» (1943), «Неопалимая купена» (1944) — являются художественной летописью раздумий и переживаний патриота в то трагическое время.
За выдающиеся заслуги в развитии науки и культуры М. Рыльского избрали академиком АН УССР (1943), а со временем и академиком АН СССР (1958). Он возглавлял Союз писателей Украины (1943-1946), был директором академического института искусствоведения, фольклора и этнографии (1944-1964).
Среди лучших поэтических книг послевоенного времени — «Розы и виноград» (1957), «Далекие небосклоны» (1959), «Голосеевская осень» (1959), «Зимние записи» (1964).
Не стало Рыльского 24 июля 1964 г. Похоронен он на Байковом кладбище в Киеве.
Жизнь и творчество М. Т. Рыльского