Жизненная философия Паратова драме «Бесприданница»
«Зерно художественного образа, зародыш роли, действия у Островского иногда заключается в слове, ярко выхваченном из жизни», — пишет Е. Д. Турчанинова. Таким словом, указывающим на сущность личности Паратова, является определение в списке действующих лиц — «блестящий барин». Это слово в дальнейшем будет обыграно в тосте Карандышева. «…не все то золото, что блестит», — скажет Карандышев, и мы с ним согласимся. Блеск людей, подобных Паратову, — это не блеск ума, характера или культуры, это внешний, показной блеск.
«Черный однобортный сюртук в обтяжку, высокие лаковые сапоги, белая фуражка, через плечо дорояшая сумка» — таким предстает перед нами Паратов при первом появлении. Держится он самоуверенно, говорит громко, явно любуясь звучным тембром своего голоса. «Есть такие люди, — пишет о нем Станиславский, — которые всей своей самоуверенной и спокойной фигурой внушают к себе доверие безграничное».
Объемность характеристики Паратова достигается тем, что эта характеристика дается с разных точек зрения. «С шиком живет Паратов», — с известной долей осуждения говорит о нем Кнуров. «Уж чего другого, а шику довольно», — соглашается с ним Вожеватов. Какой переполох поднялся в городе перед приездом Паратова. Его встречают салютом — выстрелом из пушки. Цыгане, слуги, кучера — все рады его приезду: барин щедро платит. При его появлении Иван «выбегает из кофейной с веничком и бросается обметать
В том и другом эпизоде перед нами азартный игрок, идущий ва-банк. Ставка — своя жизнь и жизнь любимой девушки. И все это ради острых ощущений. Иояечно, в этих поступках есть удань, лихость, молодечество, но нельзя не согласиться и со словами Каран-дынгева: «Сердца нет, оттого он так и смел». Да и сам к себе Паратов говорит; «Что такое «жаль», этого я не знаю. У меня, Мокий Парменыч, ничего заветного пет; найду выгоду, так все продам, что угодно». Как легко расстался он с «Ласточкой», так же легко оста-пи л он и Ларису. Обратим внимание на это сближение: «Ласточка» — чайка (перевод имени Ларисы).
Жизненная философия Паратова особенно отчетливо раскрывается в его словах: «Да, господа, жизнь коротка, говорят философы, так надо уметь ею пользоваться».
Но так ли уж он свободен и независим? Ради чего он бросил Ларису и что его ожидает в будущем?
Оказывается, для Паратова, как и для купцов, главное — деньги, богатство. Ради денег он жертвует своей любовью, ради них готов продать свою свободу. «Отец моей невесты, — рассказывает Паратов, — важный чиновный господин; старик строгий: он слышать не может о цыганах, о кутежах и о прочем; даже не любит, кто много курит табаку. Тут уж надевай фрак!»
Как и при первом варианте анализа, следует обратить внимание на позерство Паратова в разговорах с Ларисой, на его бессердечие и душевную черствость. Сопоставляя Паратова и Печорина, можно прийти к выводу, что тот и другой герой — эгоисты, которые несут страдания и даже смерть любящим их женщинам. Это люди, выделяющиеся смелостью, дерзостью, широтой натуры. Но Печорин — натура несравненно более глубокая. Это страдающий эгоист, человек, не удовлетворяющийся мелкой и пошлой жизнью общества, не находящий дела по своим силам. Паратов же — самовлюбленный, торжествующий эгоист. Он принимает позу романтического героя и напоминает не столько Печорина, сколько Грушницкого. Деньги, положение в обществе, — то, мимо чего с иронической усмешкой проходил Печорин, — составляют цель жизни и определяют линию поведения Паратова.
Жизненная философия Паратова драме «Бесприданница»