Цель : помочь ученикам определить основные вехи жизненного и творческого пути писателя, источники его творчества, истоки моральной стойкости, твердых принципов и убеждений; развивать навыки восприятия информации на слух, выделение главного; воспитывать гуманистические идеалы.
Оборудование : портрет писателя, материалы к биографии, киевские виды.
Тип урока: изучение нового материала.
Ход урока
I. Анализ контрольной работы
II. Мотивация учебной деятельности учеников.
Учитель. «…Этот роман в романе, психологический — внутри фантастического, это роскошная проза… Этот роман, как по мне, является наилучшим произведением Булгакова, а если говорить об истории Христа и Пилата, то это вообще одна из наилучших страниц русской литературы ХХ столетия»,- писал известный русский писатель К. Симонов. Эту мысль о романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» подтверждает литературовед В. Лакшин: «тень загадки, опасная игра с нечистой силой на границе веры и безверия, романтическая любовь, юмор, который показывает язык догматики и «здравого смысла», точные слова, которые готовы рассыпаться по жизни афоризмами,- все это обольстительные соблазны для молодого, да и любого, не лишенного непосредственности читателя».
Итак, на уроке будет идти разговор об одном из известнейших романов ХХ ст. и его творце.
III. Объявление темы и цели урока.
IV. Восприятие и усвоение учебного материала.
1. Мини-лекция учителя с элементами беседы.
— Слышали ли вы выражение «рукописи не горят»? Что оно означает и кому принадлежит?
— Видели ли вы фильм режиссера В. Бортко «Собачье сердце»? По какому произведению он поставлен? Какое впечатление фильм оказал на вас?
— Видел ли кто-то спектакль «Дни Турбиных» (или кинофильм «Белая гвардия»)? Поделитесь впечатлениями.
— Родился Михаил Булгаков в 1891 году в Киеве. Отец будущего писателя был магистром Киевской духовной семинарии (по другим сведениям — академии), доцентом кафедры древней гражданской истории. В семье было семеро детей. Семья увлекалась музыкой, литературой, особенно поэзией; ставились домашние спектакли.
Учился Михаил в Первой киевской гимназии одновременно с Константином Паустовским, также будущим писателем. Паустовский вспоминал, как инспектор Бодинский, хитро улыбаясь, сурово вычитывал Булгакову за «отравляющий глаз и язык» — очень уже придирчивым был тот.
С 1907 года, после смерти отца, Михаил стал главой семьи. Учась в Киевском университете, в 22 года вступил в брак с Татьяной Николаевной фон Лаппа, дочерью управляющего Саратовской государственной палаты. Во время Первой мировой войны молодой врач Булгаков работал в полевых госпиталях, позднее был заведующим земской больницей на Смоленщине. Часто ему приходилось принимать по 50 больных за день. Этот период он описал в «Заметках юного врача». Потом были Киев, Кавказ. Дважды Булгаков хотел уехать из России, но ему не разрешили. С 1921 года жил в Москве, работал на разных должностях — конферансье, редактором хроники в частной газете, инженером в научно-техническом комитете, журналистом в газете «Гудок», вокруг которой сплотились талантливые писатели.
Пьеса «Дни Турбиных» принесла Булгакову славу выдающегося драматурга. В 1925-28 гг. увидели мир сборники рассказов «Роковые яйца», «Дьяволиада», «Рассказ»; в Риме и Париже вышел роман «Белая гвардия». С 1928 года писатель работал над произведением, которое со временем выкристаллизовалось в роман «Мастер и Маргарита». Работа над этой рукописью продолжалась до последних дней художника. В 1930 году постоянные травли критиков и преграды цензуры заставили Булгакова обратиться с письмом к Сталину, в котором писатель требовал предоставить ему возможность печататься или разрешить выехать за границу. Булгакова назначили на должность режиссера МХАТа.
Брак с первой женой распался, со второй не сложился также. Лишь с третьей женой, Еленой Сергеевной, которая стала его музой, прототипом Маргариты, он чувствовал себя счастливым.
В 1940 году Булгакова не стало. О. Булгакове вспоминали: «Умирая, он говорил: «Наверное, это правильно… Что я мог бы написать после Мастера?»».
2. Сообщение ученика о связи М. Булгакова с Украиной, с Киевом (заочная экскурсия по Киеву булгаковскими местами).
3. Составление схемы психологического портрета писателя по рассказу учителя и сообщению ученика.
4. Продолжение мини-лекции учителя.
— Литературными авторитетами для М. Булгакова были Н. Гоголь, Ф. Достоевский, М. Салтыков-Щедрин. На протяжении творческой жизни писатель заявил о себе как реалист, сатирик и автор фантастических произведений. Разные грани литературного таланта художника и разные направления его художественных интересов синтезировались в произведении «Мастер и Маргарита», которому судилось стать одним из ярчайших образцов модернистского романа ХХ ст. и вершиной его творчества. Основными источниками романа Булгакова «Мастер и Маргарита» были:
Реальные факты жизни писателя и истории СССР 1920-1930-х гг.;
Творчество писателей Н. Гоголя, Ф. Достоевского, философа В. Соловьева, М. Сенкевича («Кама грядеши» («Куда идем»)), Й. Гете («Фауст»), Данте Алигьери («Божественная комедия»), Э. Т. А. Гофмана («Малыш Цахес»);
Мифологические произведения (евангельские легенды об Иисусе Христе, Понтии Пилате, Иуде и др., библейские мифы о дьяволе, европейские, славянские мифы, апокрифы).
В эпоху культивации атеизма и тотальной борьбы с церковью обращение Булгакова к библейскому сюжету было чрезвычайно смелым.
Первый вариант романа писатель сжег (всего было шесть вариантов), что свидетельствует о стремлении автора к совершенству.
Прием, который использовал писатель для создания впечатления, что препятствия и во времени, и в пространстве являются относительными, называется «роман в романе» — роман мастера о Ешуа. Отсюда вытекают и особенности произведения, согласно которым «библейские, ершалаимские» разделы произведения чередуются с «московскими» для того, чтобы в последней главе «встретиться» и будто слиться в лунную тропу, по которой будут идти Пилат и Ешуа Га-Ноцри.
В романе «Мастер и Маргарита» главы, посвященные Понтию Пилату и Ешуа, отличаются не только сюжетно, но и стилистически. Эмоциональный, острый стиль первых глав романа неожиданно сменяет четкий, сдержанный, точный прозаический язык.
Сделайте вывод!
Прокомментируйте воспоминания К. Паустовского о семье Булгаковых: «Булгаковы жили на подъеме к Подолу напротив Андреевской церкви — в очень живописном киевском уголке. За окнами их квартиры постоянно были слышны звуки рояля и даже пронзительной валторны, голоса молодежи, беготня и смех, спора и пение. Такие семьи с большими культурными и трудовыми традициями были украшением провинциальной жизни, своеобразными ячейками передовой мысли».
VI. Домашняя задача
Знать содержание романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита».
VII. Итоги урока.
Интерактивное упражнение «Микрофон».
Продолжите предложение:
Булгаков мне кажется человеком…
Меня заинтересовало…