• Главная
  • Рубрики
  • Все сочинения
Экзаменационные сочинения > Новые сочинения > Жолковский Александр Константинович

 

Жолковский Александр Константинович

Жолковский Александр Константинович — литературовед, лингвист, эссеист, прозаик. В 60-70-е гг. — представитель Московско-Тартуской семиотической школы. Эмигрировал в США. В настоящее время — профессор славистики Университета Южной Калифорнии.

Автор статей структуралистского и постструктуралистского характера, а также книги «»Блуждающие сны» и другие работы» , в центре которой проблема интертекстуальности. За границей заявил о себе и как писатель.

В 1991 г. в России издана книга рассказов Жолковского «НРЗБ».

Унесенный третьей волной эмиграции в США, Александр Жолковский стал сочинять, уже будучи известным ученым-филологом. На Западе структуралист Жолковский превратился в постструктуралиста. Постструктурализм же ориентировал на литературоведение-творчество, метафорическую эссеистику, «двойное письмо» . Именно в таком роде литературы и нашел себя Жолковский.

В прозе Жолковского преломилась тенденция к сближению литературы и литературоведения, созданию произведений как бы на их границах.

Язык литературы и язык литературоведения у Жолковского выступают как равноправные. Из элементов этих двух языков культуры, используя перекодирующее цитирование, он и строит собственные произведения.

Немалое место отводит Жолковский развертыванию научных гипотез, идей, концепций, а также — филологическим забавам и развлечениям, демонстрирующим изощренную игру ума. В одних случаях он вводит в культурный оборот «недозревшие» до научных публикаций идеи, чтобы «добро не пропадало», в других, напротив, в нескольких фразах излагает содержание многолетних исследований. Но с собственно научными работами тексты Жолковского имеют мало общего, они созданы по законам постмодернистской художественной/нехудожественной прозы.

Форма психоаналитического исследования , литературных мемуаров с элементами рецензии на ненаписанную книгу , материалов к научной биографии и отчета о научном эксперименте демонстрирует пути расширения возможностей жанра рассказа за счет интеграции литературой материала, жанров, языка литературоведения.

Жолковский следует тенденции, заявившей о себе в творчестве Борхеса, писавшего рассказы в виде очерка творчества писателя, примечаний к несуществующей Энциклопедии, к несуществующему роману и т. д. . Влияние Борхеса ощутимо и в обращении к жанру рассказа-эссе на литературную тему, подчас — с автобиографической подоплекой .

Своеобразие данных произведений оттеняет их сопоставление с произведениями другого типа, с которыми мы встречаемся в творчестве Жолковского, — написанными в традиционной манере с использованием кода «рассказа в рассказе». Они дают представление об эмигрантской интеллектуальной среде, являющейся «потребителем» старого и нового искусства . Литература, живопись, музыка, литературоведческие исследования выступают здесь в качестве катализатора психологических процессов, влекущих к исповеди, повествованию о пережитом, воссозданию истории из жизни общего знакомого, — рассказывания о чем-либо.

Эти произведения как бы лишены авторства. Индивидуальные различия в речи рассказчиков стерты. Все они говорят на одном общеинтеллигентском языке .

Язык для них — не цель, а средство, средство коммуникации, передачи информации. Использованный в эстетической системе координат, такой язык демонстрирует изношенность и омертвление реалистического стиля как характерной черты современной словесности. Не отсюда ли ощущение старомодности «рассказов в рассказах»? Вот несколько примеров:

«Слушай же. В 19… году я отдыхал в довольно приличном санатории под Ялтой…» ;

«Андрей, — начала она свой рассказ, — был человек замечательный во многих отношениях»;

«Это было страшно давно, почти что в детстве, в первую мою поездку на юг…» .

Жолковский по-своему фиксирует явление «дежа вю» как неотъемлемой приметы постсовремености. Привычное, а потому незамечаемое становится видным по контрасту с рассказами первого типа, в которых писатель и стремится вырваться из-под власти «дежа вю».

Поскольку устоявшихся определений для обозначения такого рода межжанровых образований, какие возникают при создании произведений на стыке литературы и литературоведения, литературы и эссеистики, не существует, Жолковский вслед за Сашей Соколовым предлагает называть их «прозами» (по аналогии с

Жолковский А. НРЗБ: Рассказы. — М.: Лит.-худож. Агентство «Тоза», 1991. С. 33.

Далее ссылки на это издание даются в тексте.

«Четвертой прозой» Мандельштама, характеризующейся жанровой зыбкостью, размытостью, «диффузностью»). «Прозы» могут иметь сюжет , могут быть бессюжетными , но их материалом и «героями» являются литературные тексты, отдельные элементы текстов: культурные знаки, символы, персонажи и т. д., — переосмысляемые, получающие новые интерпретации, пародируемые, наконец.

Жолковский вовлекает читателей в филологические и культурологические игры, позволяющие лучше понять закодированное в образах мировой культуры , помогающие избавиться от заштампованных представлений, обострить эстетическую восприимчивость. Перипетии игры и составляют сюжет «проз». Если в «рассказах в рассказах» писатель ориентируется на устную разговорную речь , то в «прозах» — на речь письменную: литературную, научную, профессионально окрашенную, при этом — насквозь цитатную.

Мир здесь предстает как текст. Сгущенная цитатность, в некоторых случаях приобретающая характер центонности, призвана продемонстрировать феномен «эха» в культуре, явление интертекстуальности, ци-татно-кристаллизирующуюся природу культуры. Цитируются названия, сюжеты, идеи, образы, символы, метафоры, извлечения из текстов мировой литературы, труды по семиотике, собственные работы Жолковского-ученого.

Жолковский, перекодируя, цитирует Гомера, Еврипида, Овидия, Шекспира, Свифта, Донна, Вольтера, Гейне, Байрона, Гюго, По, Дж. Лондона, Пушкина, Карамзина, Лермонтова, Гоголя, Толстого, Достоевского, Чехова, Горького, Ахматову, Волошина, Вертинского, Маяковского, Булгакова, Зощенко, Эренбурга, Ильфа и Петрова, Грина, Пастернака, Мандельштама, Жида, Кафку, Борхеса, Рота, Набокова, Солженицына, Евтушенко, Стругацких, Бродского, Сашу Соколова и исследования о них.



Жолковский Александр Константинович

Другие сочинения по теме:

  1. «Проза»; Жолковского «Проза» Жолковского также вся пронизана «памятью» культуры. В ней нетрудно обнаружить перекодированные пушкинские («Ай да Борхес, ай да сукин сын!»,...
  2. Жанр прозы Александра Жолковского В числе первоначальных названий «прозы» два имеют прямое отношение к Соколову: «Борхесандрия» и «С./З». Второе, неиспользованное, но сохраненное в тексте...
  3. Философия истины в произведениях Борхеса В соответствии с борхесовской философией «эха» в культуре рукописи/книги, порожденные божественным огнем творчества, бессмертны еще и потому, что продолжают так...
  4. Своеобразие рассказов Александра Жолковского В свете концепции Юнга понятнее становится смысл следующего высказывания Жолковского: «Действительно, как мог читать и писать Борхеса, а значит, и...
  5. Алексей Константинович Толстой В 1816 году семнадцатилетняя Анна Алексеевна вышла замуж за графа К. П. Толстого, брата известного скульптора, рисовальщика и гравера Ф....
  6. «Двойное письмо»;: рассказы Александра Жолковского Заглавие рассказа «Дачники» цитатно по отношению к названию одноименной пьесы Горького, а рассказа «Жизнь после смерти» — книги Р. Моуди;...
  7. Старшинов Николай Константинович поэт Родился 6 декабря в Москве, в Замоскворечье, в многодетной семье. Начавшаяся Отечественная война заставила вчерашнего школьника надеть солдатскую шинель и...
  8. Самый популярный из поэтов-эклектиков — граф Алексей Константинович Толстой Самый популярный, самый разносторонний и в конце концов самый значительный из поэтов-эклектиков — граф Алексей Константинович Толстой, дальний родственник великого...
  9. Краткое изложение Александр Афанасьевич Спендиаров АЛЕКСАНДР АФАНАСЬЕВИЧ СПЕНДИАРОВ 1871-1928 Спендиаров — один из основоположников армянской классической музыки, талантливый композитор, видный музыкально-общественный деятель, воспитатель молодежи, дирижер....
  10. Александр Исаевич Солженицын . Биография Я — не я, и моя литературная судьба — не моя, а всех тех миллионов, кто недоцарапал, недошептал, недохрипел своей...
  11. Реферат: Александр Исаевич Солженицын. Краткое изложение текста Александр Исаевич Солженицын. Сообщение по курсу обществознания Васильева Алексея, ученика 11 Б класса 423 средней школы Кронштадтского района Санкт —...
  12. Александр Куприн: материалы из хрестоматии для школьников Он «так влюблен в земную заманчивую красоту, что готов боготворить каждый ее осколочек, каждую пылинку». Эти слова из романа Куприна...
  13. Александр Всеволодович Соколов Александр Всеволодович Соколов родился в 1943 г. в Канаде, где его отец работал в советском посольстве. Через три года семья...
  14. Островский Александр Николаевич Александр Николаевич Островский Александр Николаевич Александр Николаевич Островский родился в 1823 году в Москве: в Замоскворечье, — в старинном купеческом и чиновничьем...
  15. Александр Сергеевич Пушкин «Солнце» русской литературы Александр Сергеевич Пушкин. Центр русской культуры… Мера нравственных ценностей… О нем написаны сотни монографий, тысячи статей. На что же я,...
  16. Сочинение — Александр Македонский АЛЕКСАНДР МАКЕДОНСКИЙ , царь Македонии с 336. Сын царя Филиппа II, воспитывался Аристотелем. Победив персов при Гранике , Иссе ,...
  17. Александр Степанович Грин . Биография Есть такая страна — Гринландия. Правда, искать ее следует не на географической карте, а в книгах русского писателя Александра Степановича...
  18. Александр Петрович Сумароков Александр Петрович Сумароков, самый последовательный из писателей-классицистов, наряду с практикой литературной деятельности сумел дать теоретическое обоснование Классицизма как литературного направления,...
  19. Александр Олесь (Кандыба): доклад о писателе Александр Иванович Кандыба (Александр Олесь — лит. псевдоним) родился 5 декабря 1878 г. в г. Лед (теперь Белополье) на Сумщине...
  20. Александр Олесь «Княгиня Ольга», Ярослав Мудрый» Цель: продолжать знакомить учеников с поэзиями Александра Олеся об истории украинского народа, формировать представление о деятельности князей давней Украины —...
« Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Родина»
День весеннего равноденствия »



  • Новые сочинения:

    • Урок розвитку усного зв’язного мовлення. 5 клас
    • Сочинение Творческий путь писателя — Александр Иванович Куприн
    • Сочинение на тему Все профессии Важны
    • Обрыв краткое содержание
    • Літературна творчість Лермонтова в період юності
    • О стихотворении Николая Заболоцкого «Журавли»
    • В. Быков «Сотников»
    • Сочинение по повести Куприна «Олеся»
    • А я вам говорю, что нет
    • Сочинение на тему Мой любимый фильм
Обратная связь | Карта сайта


© 2009-2019 | Экзаменационные сочинения