«Журавли» Николая Заболоцкого и Николая Рубцова
Одинаковое название двух стихотворений, принадлежащих перу разных авторов, конечно, только повод для их сопоставительного анализа. Однако между «Журавлями» Николая Заболоцкого и Николая Рубцова есть невидимые, но прочные и легко нащупываемые нити, связывающие их воедино в восприятии людей, чутких к поэтическому слову.
Следуя универсальному пушкинскому определению поэзии как «союза волшебных звуков, чувств и дум», стоит прежде всего обратить внимание на звуковую организацию стихотворений.
Торжественность и неторопливая размеренность звучания «Журавлей» Заболоцкого достигается четырехсложным размером — пеоном первым, встречающимся в двух начальных строфах. Заданная тональность усилена аллитерациями «д Л И Нн Ым треуго Л Ь Н Иком Л Ете Л И», «ве Л вожак в до Л И Н У изоби Л Ья // Свой Н Ем Н Огочис Л Е Нн Ый Н Арод», передающими величественно-плавное движение птиц в небе.
Рубцовские «Журавли» написаны очень редким для поэзии ХХ века размером — пятистопным анапестом. Он придает стихотворению особую, характерную для всей рубцовской лирики плавность, завораживающую читателя. Исследователи отмечают «мелодическое колебание психологического рисунка»
«Журавли» Николая Заболоцкого и Николая Рубцова