Журнал и «двойки»
Может быть, кому-то кажется, что выставление отметок — да еще в журнал! — это приятная и радостная сторона учительской Профессии. Этакий символ власти и величия педагогического цеха. Чаще всего так думают ученики средних классов и обиженные на школу родители.
Учителя лишь горько усмехаются, сталкиваясь с этим заблуждением.
Обо всех тонкостях заполнения журналов мы даже говорить не станем. Это мучительный процесс. Синяя ручка, никаких исправлений, точек, минусов и плюсов, совпадение клеточек с линеечками, письменные работы в столбик не позднее чем через неделю после проведения и проч.
Кроме того, желательно, чтобы журналы заполнялись каждый день — и уж никак не раз в четверть.
Вот этого посторонние люди понять не в силах: ну почему мы не хотим заполнить журнал прямо на уроке? Так, как показано в старых советских фильмах: учительница с важным видом садится за стол, макает в чернильницу перо и рисует в журнале каллиграфическую «двойку» . Почему мы, живые современные учителя, так никогда почти не делаем?
Да потому что далеко не всякий способен без помарок записать все необходимое, когда вокруг кипит урок. В тихой учительской риск ошибиться меньше, но то журнала нет, то времени… И все же если не каждый день, то раза два в неделю журнал заполнять надо.
Даже не потому, что, случись нагрянуть ревизору, он тут же вычтет из вашей зарплаты все незаписанные часы. В конце концов, это ваше личное дело . Важнее то, что выставленные вами отметки интересуют очень многих. Детей: а вдруг в журнале все не так, как в дневнике?
Родителей: как там дела у моего оболтуса? Завуча и директора: что там творится у молодого специалиста? Отметки в журнале нужны всем, и чем их больше, тем лучше. Вам еще не писали на страничке завуча: «Усильте опрос по литературе»?
А выставлять четвертные тем, кого вы ни разу не удосужились спросить, пробовали? Не говоря уже о том, что отметка в самом деле очень эффективный инструмент .
Но в том-то и дело, что отметки по литературе ставить куда сложнее, чем по «письменным» предметам. Нам часто кажется, что возвышенные разговоры о прекрасном должны быть интересны сами по себе и что есть даже доля профанации в том, чтобы после бурных обсуждений с горящими глазами объявлять, «что почем». Хочется, чтобы в эти разговоры народ втягивался из любви к искусству, а не ради отметок.
Только обычно из любви к искусству разговаривают два-три человека, а то и вовсе ни души. Тягостное молчанье на уроках — это кошмар словесника. И — возвращаясь к нашей теме — это пустой журнал.
В начале школьной жизни у учителя, бывает, не выдерживают нервы, и он ставит прямо в журнал пресловутую колонку «двоек». Нате вам всем за то, что вы бездельники и дикари и не хотите думать о «высоком». Наверно, вас уже предупредили, что про колонку эту надо забыть на всю оставшуюся жизнь — по крайней мере, пока жизнь ваша связана с преподаванием. Выгоды она не даст никакой, поскольку «двойки» в ряд не имеют юридической силы.
Это эмоция, а не отметка, — скажет вам кто угодно, от завуча до министра образования. И никто не станет даже вникать, чем вас так довели ученики. Учитель расписался в своем бессилии, поставил «два» самому себе, журнал, в конце концов, попортил, — короче, продемонстрировал профессиональную несостоятельность.
Иначе это не расценивается.
Отсюда отнюдь не вытекает, что мы не можем поставить всему классу «двойки». Бывает, что это и можно, и нужно сделать. Не приготовились к уроку, сорвали ваш прекрасный план — ну что ж! Чтоб впредь такого не случалось, открываем дневники и красной ручкой…
И обязательно — подпись родителей .
Это тяжкая процедура, и прибегать к ней следует расчетливо. Прикиньте, стоит ли именно сейчас все это затевать, нет ли более элегантного решения проблемы. Такой скандал можно устраивать не чаще чем раз в четверть .
Но если уж беретесь провести расправу — стойте до конца.
Другой способ поставить классу «двойки» — это воспользоваться своим личным журналом, мысль о котором рано или поздно приходит каждому. Если уж с официальным журналом мы должны обращаться, как с принцессой на горошине, то поневоле заведешь другой, попроще. Но ставить в него «двойки» только для того, чтобы выпустить пары, нелепо.
Если класс что-то важное не сделал и не знает, придется эту тему пересдать. Добиться пересдачи, может быть, не проще, чем подписи родителей, зато куда полезнее.
Оксана Смирнова, Учитель русского языка и литературы Московской «Традиционной гимназии»
Журнал и «двойки»